Все новости
КИНОМАН
22 Ноября 2020, 19:25

Худшая из тюрем

Арт-хаусная трагикомедия Томаса Винтерберга "Ещё по одной" - в высшей степени сбалансированное, практически совершенное зрелище.

Ну, режиссера кто ж не знает? Один из авторов легендарного манифеста "Догма 95" . соратник, да и соперник Ларса фон Триера (много общего в их манере и здесь). Фильм Винтерберга "Торжество" - настоящая современная классика. Один из важнейших фильмов последних десятилетий, повлиявших на развитие киноязыка. Но! Если Триер продолжал и продолжает находиться в поиске, удачном или нет, то, казалось, Винтерберг как то успокоился.
Его последние фильмы (включая неоднозначный "Курск", и чересчур уж прямолинейную "Охоту") все больше приближались к стандарту просто хороших европейских фильмов. То есть - средних. А это хуже всего. Как худший сегодня тип в мире - этот самый средний европеец, тепло встречаюший фильмы Винтерберга. Вспомним Константина Леонтьева, объявившего среднего европейца ни много ни мало орудием всемирного разрушения. Ну а страна Винтерберга, возможно, самая образцовая - самая средняя - из всех европейских стран.
Да, Дания; место победившей политкорректности, половых извращений и зооцида - вспомним расчлененного при детях жирафа Мариуса и невинно убиенных якобы носителей коронавируса - норок. Есть ли все это в фильме? Вроде и нет - а атмосфера все же ощущается.
Итак, четверо затюканных жизнью мужичков, испытывающих кризис среднего возраста, решили начать эксперимент - пить регулярно и равномерно. Фишка в том, что все они - учителя средней школы, и пить придется на работе. И что же? Дела, в том числе служебные, сразу пошли на лад! Они влились в общий поток почти в открытую пьющих старшеклассников, вечно полных баров и ресторанов. Но стоило им пойти ещё дальше, увеличить дозу, чтобы переместиться в иные слои (ментальные прежде всего) - как последовала катастрофа.
Винтерберг всячески отрицает сатирический элемент, говоря, что хотел всего лишь сочувственно описать атмосферу всеобщего пьянства, мирного и позитивного, составляющую воздух Дании . По типу поговорки "водка разума лишает, но пузырь не помешает" . Про "мирный" воздух Дании мы все поняли ещё из " Охоты", ярко показывающей, как взбесившиеся хомяки-бюргеры травят невинного. Но здесь действительно - герои виновны в том, что прошли сквозь этот теплый народный алкослой и рухнули на дно. Оторвались от массы - этого усредненного слоя. Который в изображения Винтерберга крайне малопривлекателен. Здесь школьники "вслепую" выбирают Гитлера "на царство". Здесь все время - и везде, по любому поводу- поют с радостными, туповатыми лицами.
Реальность стерильна и удушающа. Как, блин, не напиться! Неподражаемый Мад Миккельсен ведёт партию главного героя и тонко, и остро. Он чрезвычайно пластичен в движении и тела (актер - профессиональный танцор, и его танцевальное соло в фильме просто незабываемо), и мысли. Мыслящий и при этом гибкий, пластичный исполнитель - абсолютная мечта! Да и сам Винтерберг при всем совершенстве выстраивания сюжетов, характеров (в довольно населенном фильме нет ни одного проходного персонажа), при виртуозной работе с актерами, жёстко держится философско-политической линии: достаточно ли для счастья стать как все? Насколько губительны и насколько спасительны для души опыты, производимые над собой? Возможно, средний человек может возродиться через опыт своего падения ( не случайно в фильме цитируется датский страдалец Кьеркегор - были и там философы, но очень давно).
Такого глубокого, при том эстетически полного анализа социального видеть не приходилось давно - может быть, со времён ранних работ того же Ларса фон Триера.
И ещё о неизменном - а возможно ли что-нибудь подобное в нашем кино? Блин, в это верится ещё меньше, чем в сагу про супергероев по-русски. Вот что обидно. Хоть поди напейся.
Мой рейтинг 9/10
Михаил ГУНДАРИН