Все новости
КИНОМАН
21 Октября 2020, 17:37

Детерминизм и программисты

Мини-сериал «Программисты» (оригинальное английское название – «Devs»), вышедший на экраны… если быть точнее – на онлайнресурсах, в марте этого года, для большинства поклонников кинематографа прошёл незаметно. Мимо проскочил зайчиком, а то и тираннозавром. Кому как! Конечно, его более верное (и неизбежное) название это «Разрабы» в сленговом варианте. Весьма двусмысленно и щекотливо сработано в конце последней серии, так сказать, слово «Devs» трансформировалось в Deus, что по-латински означает Бог.

Если отойти на два шага от канвы сюжета и самой в целом кинокартины, и взглянуть со стороны на разработчиков, программистов, что где-то там они проделывают незаметную для нас работу: компьютеры, гаджеты, программное обеспечение, роботы-пылесосы, говорящие боты – Сири, Алиса. М-да! А ведь действительно Боги, в иносказательном его понимании, что катят нашу шаткую колесницу времени вперёд. В сериале главные персонажи и второстепенные, с выдающимися навыками программирования выведены в некий высший Абсолют. Опять аллегорически конечно, но… Они могут сделать нечто такое – мозговыносящее. Хотя не будем забегать вперёд, жадно спойлерить. А, впрочем, могут ли? Осталась недосказанность почему-то.
Творец-кудесник «Программистов» британский прозаик, сценарист, режиссер и продюсер ливанского происхождения Алекс Гарленд, которого многие относят к избранному кругу культовых авторов, впервые прославился романом «Пляж» 1996 года, который в дальнейшем был крайне успешно экранизирован Дэнни Бойлом. Удачным фильмом является и «Из машины» 2014 года. И не очень цепким и верным «Аннигиляция» 2017 года. Кинополотна эти разумеется не всякий зритель оценит и поймёт – намотает себе на ус. Фильмы его вообще смело можно отнести к классу В. И высоким бюджетом не обладают, и актёры – кто их видел, кто знает? Правда, в «Аннигиляцию» попала Натали Портман, но, пожалуй, единственное исключение из правил. Алекс Гарленд – любитель нишевых жанров и одновременно один из парадоксальных мыслителей в поп-культуре. Своеобразный писатель отличился помимо написанного «Пляжа» ещё и сценарными проектами: «Пекло» 2007 года, «28 дней спустя» 2002 года, «Судья Дредд» 2012 года, «Не отпускай меня» 2012 года. То, что хоть немного на слуху у зрителей. Не богатый букет и не вполне цветаст. Но ему стоит отдать должное: умеет рвать приевшиеся клеше в кинематографе. На его полке также имеются сценарии к компьютерным играм «Enslaved: Odyssey to the West» и «Devil May Cry». Редкостный авторский стиль Гарленда заключается в умении упаковывать очень сложный многогранный хай-концепт в очень простую, низкую жанровую оболочку. К разработке идеи он всегда подходит с максимальной отдачей, с завидным упорством. Да иначе нельзя. Он обожает взбивать жанры в блендере и чаше хоррор и sci-fi. При этом его можно назвать «сводным братом» Кристофера Нолана. Ибо и он сторонник вскармливать сюжет философией и наукой, утрамбовывая всё это непривычным экшеном на стероидах. Его продюсеры часто твердят, что надо бы упрощать, «забеливать» сложные конструкции в фильме, но режиссёр неумолим и стоит твёрдо на своём.
В «Программистах» довольно медленная ползущая картинка, построенная большей частью созерцанием. Герои часто изображаются в покойном молчаливом состоянии, смотрящих в одну точку. Будь то переливающимися золотом прямоугольные столбы перед зданием «Devs», то перед огромным экраном-телевизором. Тянется медиативная тишина и в колыхании нескошенной травы, леса, что рядом. Почему перед научным центром, всесильным сверхпрогрессивным, похожий снаружи на мрачный склеп, нескошенная дикая трава? Они впереди научной мысли и им нет дела до газонокосилки? Или осторожная подача взаимосвязи природы и человека? Возможно и такое. Вскользь, а то с долгим проигрыванием, как некий неубиваемый фон, всегда лезут и панорамные кадры. В особенности изображение огромной статуи маленькой девочки, что демонстрируют и утром, днём и ночью. Как напоминание вечности и непорочности. Скрещивание детской непосредственности с возможным адом внутри «Devs»? Вероятно, имеет место и такое прочтение символической детали. Опять же возвращаясь к созерцательной части сериала, приходит одна поразительная мысль, что спустя какое-то время, скажем годы, вспоминая этот скромный шедевр, очень может быть, что сюжет данной картины забудется: его завязка и кульминация. Всё вылетит из памяти, но вряд сгинут из неё в «извилистых комнатках» персонажи, которые утопают в громовой тишине: любуются окружающим миром, наслаждаются, думают. Их «скомканные», прямосмотрящие, уверенные выражения лиц уж нечто неординарное. До сих пор, к примеру, висят в сознании золочённые прямоугольные столбы, не понимаю их предназначение и смысл, но они висят.
Сам центр, с научной лабораторией внутри с золотыми отблесками чем-то интуитивно связан с лабораторией «Твин Пикса» 2017 года Дэвида Линча. Очевидно внутренний облик – опять же золото. Золото как могущественный химический элемент человечества. Чем они там занимаются? Объяснение появляется не сразу. В первых сериях пока тайна, и магический навёртыш. И сидят программисты сутками за компьютерами, не разбираясь в реальном времени, не различая его. Ну, прямо как в казино.
«Программисты» изобилуют, звучат на полную катушку, научными терминами: квантовый, детерминизм и дисперсия, волновая теория. Немыслимый рой, где рядовой зритель и как, впрочем, и подготовленный утонет в заумностях. Алекс Гарленд похоже перещеголял самого Кристофера Нолана с «Интерстелларом». Хотя зная наперёд, что картина всё-таки представлена как фантастика, то многие просто сделают вывод, что это изящная снобистская придумка, а значит смотрим дальше, не заостряя особого внимания на «иголки» научных фраз. Впрочем, автор что-то подобное предвидел, поэтому науку (или псевдонауку) он поставил в уголочке, как красивую китайскую вазу с ветками сакуры – хотите ловите это маленькое (умное) счастье, а хотите просто плывите по течению сюжета. Как-никак сюжет идёт своими ножками. Но стоит добавить пару слов про детерминизм, что является вишенкой на торте всех звучащих научных тезисов в сериале. Именно с него и начинается первая серия; на нём и держится сама лаборатория Devs.
Детермини́зм — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом...
Программисты-фаталисты может не так любопытны были бы, если бы не сама история, что происходит в фильме. Черпаешь будто поварёшкой в кастрюле: случаются трупы, шпионы, а именно русские шпионы, что занятно – являются положительными героями. Редкостное явление для американского кино. Они же обожают «русскую клюкву», кислую и злобную. Но вот силёнок шпионам что-то не добавил режиссёр, а под конец и вовсе они исчезли с радаров. Концовка сериала поставит, пожалуй, многих в тупик. Как же так? Детермисты окончательно отдались и продались судьбе, не пошевелив даже пальцев, чтобы её изменить. Но повторюсь, сила и очарование сериала далеко не в событиях, что происходят в «Программистах», а в его медитативности и в ласкающем слух эмбиенте. В силе разума, наверное, тоже. А детективная составляющая… ну, на «троечку» кое-как вытягивает.
Никуда не годится главная героиня – девушка-китаянка-вьетнамка-японка, ибо она слишком смахивает на мальчика, да ещё с вечно кислым лицом на весь экран. До ужаса скучная гримаса и игра никакущая. Ощущение будто она играла против своей воли в фильме. Хорош бородатый-волосатый бомж со своими остротами, что часто посиживал у входа её дома. И босс-главарь «Devs» вполне такой… моментами похож на хипстера, носящий клетчатую рубашку. Иногда камера выдаёт величественный кадр, и кажется, что перед тобою стоит сам Бог, во всяком случае – некая могущественная сила, и сейчас задаст всем трёпку. Старичок-пенсионер, но при этом универсал-программист, вполне себе заметен. Юморист. Остальные как-то боком прошли. Ни рыба, ни колбаса! Но радует, что в актёрском ансамбле нет приевшихся лиц, как будто все в первые снялись в фильме. Свежие силы в кино – это всегда замечательно.
Сериал не всем зайдёт, не щипанёт их сердце. Какую-то часть зрителей начнёт раздражать затянутость, которой здесь предостаточно. Но любители sci-fi точно оценят по достоинству. Между прочим, у «Программистов» прилично высокий рейтинг на киноманском сайте imdb.com и на нашем «КиноПоиске» –7.4. Неплохой показатель. Одним словом, рекомендую ознакомиться с предоставленным, захваленном здесь сериалом. Кто-то точно не пожалеет о потраченном времени.
Алексей ЧУГУНОВ