Все новости
КИНОМАН
7 Августа 2020, 18:14

Любимое кино: «Револьвер» (2005 г.)

От автора «Карт, денег, два ствола» и «Большого куша» Гая Ричи сложно было ожидать чего-то подобного «Револьверу», а потому в 2005 году, когда вышел фильм, среди зрителей ожидающих задорного английского юмора с гангстерами пошло возмущение небывалой величины, что, дескать, этот англичанин себе позволяет и почему он дурит нам голову! Мало того, что до этого снял мелодраму со своей женой Мадонной, так еще и состряпал настоящий интеллектуальный артхаус, а куда же исчез весь задор и где же очередные «стволы» и «куши»?

Когда одни мысленно гневно кидались в Ричи всевозможными предметами, другие же – те, кто принимает разноплановое кино, нащупали в фильме намного больше и даже пришли в восторг. А нам предстоит сейчас разобраться в том, является ли фильм Гая Ричи «Револьвер» глубокомысленным заявлением или это просто раздутая разводка.
"За последние семь лет я твердо усвоил одну вещь:
в любой игре всегда есть соперник и всегда есть жертва.
Вся хитрость — вовремя осознать, что ты стал вторым,
и сделаться первым."
Сюжет фильма отдает криминальными мотивами, столь близкими Ричи. В центре сюжета некий Джейк Грин, азартный игрок, отсидевший семь лет в одиночной камере и направляющийся в начале фильма к авторитету и владельцу казино Маку в целях отыграть у него долги и таким образом отомстить за отсидку и за собственное унижение. В тюрьме Грин заметно поднаторел в теории игр, в результате чего сильно разбогател и в легкую обыгрывает Мака, чем вызывает приступ гнева у последнего и объявляет на него охоту. А сам Грин зарабатывает смертельную болезнь, от которой он может умереть в течение трех дней. Но мистера Грина под крыло берут два «ангела-хранителя»: акулы-ростовщики Ави и Зак. Казалось бы, что тут может быть сложного – стандартный криминальный сюжет, если бы не одно, а то и несколько «но», запутывающих зрителя по самые уши, оставляя оного в недоумении, что он только что посмотрел.
Смотря фильмы Гая Ричи, сложно подумать о том, что он выйдет за пределы своего жанра и напустит на себя интеллектуальный вид, говоря тем самым, что не одним легкомыслием и юмором он способен взять зрителя. И недоумение зрителей можно понять: сложно даже поверить человеку, который до этого махал пистолетами и говорил жаргоном улиц, в развитии интеллектуальных способностей, отчего почти все фразы в фильме воспринимаются как выжимки из книг по нейролингвистическому программированию, а само пространство приобретает напыщенный и отчасти снобистский вид. Надо сказать, что за сценарий отвечал сам Люк Бессон, поэтому удивляться сильно не стоит (хотя у самого Бессона не так много картин подобного уклада), тем более, что он завернул историю так, что без соответствующих познаний в области психоанализа или трансцендентного анализа, включая элементы кабалистики, разобраться крайне сложно. Под прикрытием криминального жанра скрывается гораздо больше, и попытка рассказать эту историю именно таким образом может вызывать лишь восхищение.
"— Теперь у нас будут большие проблемы, Ави.
— На свете не существует проблем, мистер Грин.
Есть лишь ситуации".
Для начала обратим внимание на мир, в котором живет мистер Грин и все персонажи фильма. И тут нужно смотреть особо внимательно, чтобы догадаться о том, что этого мира не существует, несмотря на все признаки реальности. По городу ездят одинаковые машины, архитектура зданий несколько причудлива и не относится ни к одному реально существующему городу, здесь есть 12-долларовые купюры (которых в реальности тоже нет) и игроки играют в странную игру, подбрасывая вверх фишки разных цветов. Так же есть некий мистер Голд, который подмял под себя весь город, но «его никто не видел, но он видит всех». А еще есть шахматы и разводки – опасное сочетание, склонное принести огромное количество денег и проблем.
Анализируя все эти факты и персонажей, можно вывести некую линию, с помощью которой этот фильм прочитывается на глубинном уровне. История, которая разворачивается в фильме «Револьвер» – это история внутри человека. Это его внутренняя борьба, желание освободиться и перейти на «некий другой уровень» осознанности. Намек на то, что «мистер Грин так и не вышел в тюрьмы» на самом деле не означает того, что это тюрьма физическая – она внутренняя, и сажают в эту тюрьму такие силы, как алчность, гордыня, жестокость и другие. Все, что делает человека несвободным. Смертельная болезнь мистера Грина бесследно исчезает, когда он по указанию Ави и Зака раздает все свои деньги, избавляя себя от алчности и жадности. А мистический мистер Голд – это внутренний голос, который потакает всем нашим слабостям, заставляя нас совершать поступки, о которых мы склонны впоследствии жалеть. Мистер Голд – это наше с вами раздутое эго, которые приносит больше проблем, чем пользы.
"Единственный способ стать умнее —
играть с более умным противником"
Многие утверждают, что «Револьвер» несет в себе целую и работающую психологическую методику освобождения человека и вывод его в некое пространство более духовного, нежели чем материального, но суть данной методики сложно постичь, ибо «формула необычайно глубока в своей эффективности и области приложения, но в то же время ужасно проста и абсолютно логична». Недаром шахматы здесь играют не последнюю роль, как модель противостояния, в который «всегда есть тот, кто ведет партию и тот, кого разводят. Чем больше жертве кажется, что она ведет игру, тем меньше она ее в действительности контролирует». А самый главный враг будет сидеть там, где ты меньше всего будешь его искать – точнее, в самом себе. Суть игры не в том, чтобы выиграть и преисполниться своими амбициями, суть в том, чтобы стать свободным человеком и выйти из собственной «одиночки», куда загоняют нас эти самые амбиции, страхи и прочие негативные элементы. На модели игры в шахматы фильм разбирать сложнее всего, и можно, по крайней мере, заинтересоваться ими – я вот, например, заинтересовался, но играть так и не научился.
Фильм «Револьвер» оказался именно той картиной Ричи, которую сложно понять, если понимать ее буквально. Как только начинаешь раздвигать границы, уходить в сферу бессознательного и пытаться отыскать в показе разборок криминальных элементов борьбу эмоций – тогда фильм играет другими красками, позволяя думать, что Гай Ричи далеко не дурак. Он действительно, в тандеме с Бессоном, играет с нашим разумом, и несмотря на большое количество юмора и экшен-элементов, позволяет реально серьезно подумать над сутью происходящего внутри нас самих и окружающих. К тому же, это мастерски снятое, смонтированное и очень стильное кино (если уж не в шахматах, то в этих вещах Ричи большой спец). Хотя, вполне возможно, нас всех развели и сунули псевдоинтеллектуальную вещицу, которая ничего особо не говорит, а является лишь набором афоризмов и арт-приемов. Но мне так не думается. «Револьвер» – этот тот жанр фильма, к которому Ричи пока не желает возвращаться. Попробовал – и ему оказалось достаточно интеллектуальных игр. Само главное, что, несмотря на первоначальное отторжение публики, у него это все же получилось.
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: