Фильм душераздирающий, тяжелый, производит ощущение безнадежности и явно не вписывается в рамки мейнстрима. Почему же он вызвал столь живой интерес у широкой публики?
Именно в этой истории я впервые познакомился с персонажем Джокера. Для таких же неосведомленных, как и я сам, – краткая предыстория. Первоисточник – комиксы, созданные в 1939 году художником Бобом Кейном в соавторстве с писателем Биллом Фингером о супергерое Бэтмане, борющимся с преступным миром выдуманного мегаполиса Готэм, представленного различными суперзлодеями. Один из них – Джокер – самый непримиримый и заклятый враг Бэтмана. Он постоянно сбегает из психушки, убивает людей – чаще всего с помощью распыляемых ядов, уродливая маска на его лице и злобный характер – результат химического ожога кислотой. Комикс, получивший широкую известность, послужил основой для множества мультипликационных и киноэкранизаций. Самая популярная из них – криминальная сага 2008 года Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь».
Возможно, отчасти благодаря тому, что все ожидали увидеть приквел Нолановской трилогии, лента Тодда Филлипса и приобрела столь невероятную востребованность у кинозрителей.
Главный персонаж – Артур Флэк – клоун, работающий в аниматорской конторе. В ходе повествования мы узнаем, что в детстве от семейного насилия он получил психическую травму, результатом которой стал неконтролируемый смех, непроизвольно возникающий в стрессовых ситуациях.
Недуг доставляет множество проблем герою. Сцена в автобусе – Артур, после очередной беседы с психологом, находится в отрешенном унынии. Увидев, что на него с любопытством смотрит ребенок, он, несмотря на подавленное состояние, пытается рассмешить его, строя забавные рожицы. Он предпринимает усилие над собой, говорящее о том, что Артур тянется к людям, стремится быть полезным, он не замкнут в себе и охотно идет на общение. Но его осаждает мать, запрещающая приставать к ребенку. Артуру неприятна незаслуженная обида, он пытается объяснить, что у него нет дурных намерений. Но возмущение и стресс вызывают очередной приступ истеричного смеха, который он хоть и пытается, но не в силах подавить. Он показывает карточку, где объясняется его психическое расстройство. Женщина успокаивается и даже с некоторой долей сочувствия смотрит на Артура, будущего Джокера.
Жизнь героя крайне скудна: целый день он развлекает людей в образе уличного клоуна, дома его ждет престарелая больная мать. Она – единственный человек, любящий Артура, встречает его с искренней радостью. Вечерами они смотрят юмористическое шоу Франклина Мюррея – яркое пятно в их серой жизни. В эти минуты они обретают свое скромное счастье, единственное доступное им. Выморочная иллюзия шоу, словно анестезия, помогает забыть о жестокой действительности. В начале фильма мы наблюдаем Артура как любящего и заботливого сына.
После избиения шеф Артура заставляет его оплатить сломанный подростками плакат. Он не верит, что на Артура действительно напали. Возмущенный несправедливостью, не способный отстоять свою правоту Артур в бессильной злобе пинает мусорные баки в загаженном закоулке, откуда открывается вид на великолепное колесо обозрения, виднеющееся вдали.
Один из коллег дарит Артуру пистолет для самообороны, подставляя его в конечном итоге под увольнение. Здесь мы видим, что Артур, принявший оружие из чужих рук, – человек инфантильный. Не способный адекватно воспринимать действительность, он не понимает, чем может обернуться такой подарок.
Из-за психического дефекта его попытки достичь признания в любимом деле, стать известным стендап-комиком проваливаются. Окружающая агрессия, равнодушие зрителей, одиночество, работа, не приносящая удовлетворения, её последующая потеря – мы видим, как медленно сыпятся горошины на весы его смиренного долготерпения.
Чтобы жизнь казалось более сносной, Артур проигрывает в своем воображении роман с девушкой, живущей по соседству. Она приходит на его представление, заканчивающееся оглушительным успехом. Потом они гуляют по городу, что-то оживленно обсуждают, девушка смотрит на него с нежностью и душевной теплотой. Но это всего лишь управляемая галлюцинация, фантазия для искусственного поднятия жизненного тонуса. Даже такая простая житейская радость, как отношения с противоположным полом, для него недоступна.
В первой части фильма мы видим, как Артур Флэк, находясь в депрессии от отсутствия возможности для полноценной самореализации, добросовестно и с большим внутренним напряжением пытается соблюдать рамки приличия. Что особенно красноречиво показывает визуальная метафора, – одна из центральных и самых важных, – когда Артур каждый день возвращается с работы домой, он поднимается вверх по очень высокой лестнице. Каждый раз, в ходе изнурительного восхождения, он, превозмогая себя, совершает усилия для того чтобы остаться человеком. А может быть даже, незаметно для себя, он поднимается наверх. Он восходит к заботе о матери, к собственному быту, к каждодневной работе. Изо дня в день повторяющийся подъем через принуждение самого себя однажды приводит к срыву.
Обратно с лестницы, в течение фильма, он спускается один раз, будучи уже совершенно обезумевшим клоуном-убийцей. Он практически спрыгивает с нее, танцуя, окрыленный, с чувством радости освобождения от социальных оков. Метафора наглядно показывает нам, как трудно оставаться человеком и как легко один раз деградировать и уже не вернуться обратно никогда.