Все новости
КИНОМАН
14 Июня 2020, 14:13

Планета Нонна

«Не знаю, как в Лондоне, я там не была, а у нас управдом – друг человека», – эту фразу из популярного советского кинофильма «Бриллиантовая рука» помнит каждый. Ее произносит управдом Варвара Сергеевна Плющ, роль которой неподражаемо сыграла наша любимая актриса Нонна Мордюкова.

Родилась Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова в далеком 1925 году в селе Константиновке на Украине (сейчас это город в Донецкой области). В юности ей довелось испытать все ужасы оккупации, голод и холод, опасность отправки на принудительные работы в Германию.
В 1945 году поступила во ВГИК. Уже в 1948 году дебютировала в роли Ульяны Громовой в фильме кинорежиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Дебют оказался очень удачным, за эту роль Мордюкова получила высокую правительственную награду тех лет – Сталинскую премию I степени.
За свою долгую актерскую карьеру Нонна снялась более чем в 70 фильмах. Многие из них вошли в золотой фонд нашего кино. С большим удовольствием можно вспомнить ее роли в кинофильмах «Чужая родня» (Стеша Ряшкина), «Простая история» (Саша Потапова), «Женитьба Бальзаминова» (купчиха Белотелова), «Комиссар» (Клавдия Вавилов), «Родня» (Мария Коновалова), «Вокзал для двоих» («дядя Миша») и много-много других. За роли в фильмах «Журавушка» (птичница Глафира Огрехова) и «Председатель» (Доня Трубникова) актрисе Мордюковой была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых. В 1974 году ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Английской энциклопедией «Кто есть кто» она признана одной из десяти самых выдающихся актрис ХХ века. А одной из малых планет Солнечной системы присвоено имя Нонны Мордюковой.
В годы своей поистине всенародной популярности актриса частенько приезжала в Уфу, выступала с концертами и творческими вечерами. Ее лекции-концерты всегда собирали полные залы…
Обыкновенная московская девушка
«Обыкновенной московской девушкой лета 1963 г.» назвали критики героиню фильма «Я шагаю по Москве». Алена в исполнении молодой актрисы Галины Польских была настолько естественна, что походила на тысячи девушек-москвичек. Неброские, но удивительно милые черты лица давали актрисе возможность легко существовать в амплуа лирической героини.
Но первое ее появление на киноэкране состоялось годом раньше – в ленте режиссера Ю. Карасика «Дикая собака Динго». Дебют студентки второго курса актерского факультета ВГИКа был ошеломительным. Гордый и бескомпромиссный характер девочки, выросшей среди дикой природы, у берегов сурового моря, Польских оттенила мягким лиризмом.
А героиня фильма «Я шагаю по Москве» – лирической комедии – была полна жизнерадостности и юношеской уверенности в том, что «бывает все на свете хорошо».
Актриса обладает удивительной способностью быть выразительной, точной в характеристике персонажа, избегая при этом бурной эмоциональности, постепенно раскрывая драматургическую основу характера.
Галина Александровна Польских не может пожаловаться на творческую судьбу. Фильмы «Жили-были старик со старухой» Г. Чухрая, «Верность» П. Тодоровского… Переломной стала роль Шуры Окаемовой, которая была написана специально для нее педагогом и постановщиком фильма «Журналист».
Актерской манере Г. Польских свойственны приглушенные, пастельные краски. Чувства, переживаемые ее героинями, глубоко спрятаны и выявляются за счет продуманного проникновения в духовный мир образа. Так, в телефильме «Тени исчезают в полдень» актрисе пришлось «прожить» вместе с героиней Клавдией длительный временной период.
В 1974 году вышел фильм Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака клякса». Режиссер разгадал в Галине талант комедийной актрисы и предложил эксцентрическую, гротесковую роль мамы четырехлетнего Кузи. «Я бесконечно благодарна Ролану Анатольевичу, – говорит Польских. – Ведь самое главное для актера не останавливаться на достигнутом, искать себя в новых качествах».
Затем были и «Портрет с дождем», и «Фронт без флангов». В комедии «Суета сует» Галина Польских сыграла женщину в чем-то смешную и наивную, но не теряющую достоинства и даже агрессивности в, казалось бы, печально складывающихся обстоятельствах. Но именно образ Марины Петровны определяет юмористический пульс фильма. «Конечно, комедия – привлекательный для актера жанр, – говорит Польских, – но не хочется повторяться. Мне предлагают роли в чем-то незадачливых женщин, характер которых я должна высветить в комедийном ключе. Такая похожесть может привести к штампу».
Сам Леонид Гайдай пригласил актрису в одну из последних своих работ – в комедию «За спичками», которую поставил совместно с финскими кинематографистами.
Артур Латыпов
Читайте нас: