Все новости
КИНОМАН
8 Июня 2020, 15:48

Ужас и моральный террор во Вьетнаме

Разбор фильма «Апокалипсис сегодня»

Кинематографическое полотно Фрэнсиса Форда Копполы впервые я увидел, когда мне было 12 лет. Завораживающая аура фильма, брутальный видеоряд, гипнотизирующий саундтрек и мой впечатлительный возраст способствовали тотальному потрясению от его просмотра. Я получил первый опыт познания темной стороны человеческой души. Под тонкой оболочкой фальшиво-стыдливых общественных приличий обнаружилась звериная натура человека. Мир оказался совсем не таким светлым и чистым, как о нем рассказывали в школе.
Сценарий написан по сюжету романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Из первоисточника позаимствованы имена героев и основная сюжетная линия – поход по реке через первобытный мир тропических джунглей. Там, где заканчивается цивилизация, герои, оставшись наедине со своими инстинктами, погружаются в тайны человеческой природы. Роман о том, как легко и быстро теряется человеческих облик в условиях отсутствия культурных самоограничителей.
Место действия «Апокалипсиса…» Вьетнам, в 1965 году на его территорию вторгаются войска США для борьбы с коммунистической экспансией. На деле, чтобы установить контроль над богатым регионом. Сопротивление вьетнамского народа подавляется «дипломатией ковровых бомбардировок». За 10 лет войны на эту относительно небольшую территорию было сброшено бомб больше, чем за 6 лет Второй мировой на всех ее фронтах.
Кинолента повествует о американских военных, осмысливших хищнический характер войны и чудовищную бессмысленность ее жертв. Один из них, полковник Уолтер Курц, увидев, какие страдания приносит война, убедившись в несостоятельности тактических решений высшего руководства, ведет боевые действия по своим правилам и добивается значительных результатов. Он пытается завершить затянувшуюся войну решительными действиями. Но командование армии недовольно тем, что Курц проводит военные операции без согласования с ним. И предъявляет ему обвинение в незаконной казни союзников из числа вьетконговских офицеров, которых полковник Курц изобличил в сотрудничестве с врагом. Полковник со своими верными подразделениями скрывается в непроходимых джунглях. Он по-прежнему на поле боя, но уже никому не подчиняется...
С первых кадров мы видим ночной кошмар, перемешанный с воспоминаниями капитана Бенджамена Уилларда, просыпающегося в одном из отелей Сайгона. Искаженный шум винтов штурмовых вертолетов, воспламененные напалмом изумрудные джунгли сопровождаются психоделическими звуками песни «Конец» группы «Дорз» (Джим Моррисон и Фрэнсис Коппола учились вместе на киноматографическом факультете Калифорнийского университета). Ее текст отражает содержание фильма – предощущение надвигающегося кошмара.
Капитан Уиллард находится на отдыхе, он злоупотребляет алкоголем: после ухода жены, находясь в депрессии, усиленной поствоенным синдромом. Получение нового задания он встречает с радостью, как спасение от деморализующего бездействия.
Приказ об устранении полковника полон загадок и недомолвок, и приводит капитана в замешательство. На вопросы высших офицеров Уиллард отвечает четко по уставу, политкорректно соглашаясь со всеми их доводами, но в глазах его видно смятение. Ему впервые предстоит убить американца, к тому же офицера.
Вначале мы видим армейский порядок и дисциплину: часовые стоят по стойке смирно, офицеры в чистой и выглаженной форме ведут разумные речи. В продолжении фильма это образцовое положение дел стремительно разрушается и неовтратимо превращается в хаос и безумие.
Капитан Уиллард пытается установить подлинную причину устранения Курца. Но изучение досье полковника приводит Уилларда в еще большее недоумение. В них описан выдающийся, талантливый офицер с блестящим будущим.
Плывя вверх по реке Меконг, в бассейне которой ведутся активные боевые действия, герои видят абсурд и ужасы войны, постепенно теряя понимание целесообразности происходящего.
Наблюдая циничные действия полковника воздушной кавалерии Билли Килгора, Уиллард удивляется, почему Курца обвиняют ровно в том, что для Килгора является обычной повседневностью – поливать огнем деревни, расстреливать безоружных крестьян с вертолетов.
Проплывая на катере мимо уродливых проявлений войны, вынуждающих человека совершать безумные преступления, экипаж катера и капитан Уиллард словно проходят дантовские круги ада, всё острее понимая чудовищное безрассудство происходящего и мотивы действий полковника Курца. Курц жаждал закончить сумасшедший карнавал смерти, завершить мучения людей, калечащих душу на войне. Но излишняя самостоятельность в действиях послужила причиной для его устранения с командной должности.
Во время путешествия происходит множество событий, которые все больше угнетают Уилларда и его попутчиков. Они словно погружаются на дно адской воронки. Их тревожит неизвестность того, что они должны увидеть в конце пути. Эта тревога передается и зрителям.
Война напоминает чудовищный гротеск, безумно-кровавое шоу под звуки рок-н-ролла и вагнеровского «Полета валькирий» во время вертолетной атаки. Ковровая бомбардировка напалмом, только чтобы устроить серфинг на шестифутовой волне. Во время похода за манго на Уиллорда и механика по прозвищу Шеф нападает тигр – сама природа противится действиям людей. Выступление моделей из «Плейбоя» на прифоронтовом аванпосту заканчивается беспорядками. Особенно пугающе выглядит эпизод на мосту До Ланг. Солдаты, воюющие здесь, пытаются дезертировать любыми способами, находиться здесь невыносимо. Днем они восстанавливают мост, а ночью, пытаясь его снова разрушить, их атакуют вьетнамцы. Здесь нет командиров, солдаты брошены на произвол судьбы и оборона идет ради защиты своей жизни, без понимания цели, ради которой они воюют. Лэнс Джонсон – стрелок передней спарки, на гражданке серфер, известный на пляжах Лос-Анджелеса, принимает наркотики и, глядя на огни ночного боя, находит происходящее прекрасным. Проверка вьетнамской лодки из-за нервного напряжения заканчивается расстрелом гражданских.
Все эти события словно проявление бессознательного в человеке, иллюстрация того, насколько в нем сильно животное начало – страх и стремление выжить несмотря ни на что. На первый план выходят инстинкты, обостряющиеся в условиях смертельной опасности.
Все эти события оказывают тяжелое, изнуряющее впечатление на героев. Экипаж несет потери – погибают старшина 3-го класса Мистер Чистый и командир катера Филипс. Оставшиеся в живых решают идти с капитаном до конца. Они понимают, что домой уже не вернутся такими, какими были прежде.
Камбоджийская деревня, контролируемая людьми Курца, завалена трупами, и по всей видимости полковник и правда сошел с ума. Они видят языческое царство с идолами и отрубленными головами, полковник вопринимается местными жителями как высшее существо. Здесь они встречают полуумного фотографа, который с восторгом рассказывает о Курце как о великом человеке: «Вы не можете обвинять его в жестокости, он ведь на войне».
Полковник сажает капитана Уилларда в клетку и отрезает голову Шефу. Лэнс, кажется, теряет рассудок от всего происшедшего с ними в пути, он расстворяется в толпе туземцев. Необходимость выполнять приказы, порядок и дисциплина теперь уже не имеют никакого значения.
В заточении у капитана начинается лихорадка, тогда полковник приказывает выходить его. Находясь возле Уилларда, он расссказывает ему о своих взглядах на жизнь и на войну. «Если хочешь победить, ужас и моралльный террор должны стать твоими друзьями, а если нет, то они враги, которых нужно бояться». «Рассуждая мы обрекаем себя на поражение».
Полковник пытается объяснить капитану, что с ним произошло на этой войне и мотивы своего поведения. Полковнику очень важно чтобы кто-то рассказал его сыну о том, что здесь происходит, и что произошло с ним самим. Война вынуждает человека стать зверем, если он хочет выжить и победить.
В монологах полковника мы видим процесс деформации личности в условиях войны, в ходе которой цивилизованный человек, вызывавший восторг и симпатии у всех, кто знал его прежде, превращается в чудовище. Особенно болезненно и саморазрушительно дается такое превращение тем, кому прежде был свойственен гуманизм, милосердие, жалость к людям. И в итоге подобное превращение заканчивается духовным поражением.
В этом свете важен рассказ полковника о детях с прививками от полиэмелита, сделанными американскими медиками. Вьетнамцы отрубили руки со следами уколов, не желая принимать лицемерную помощь от врага. Это был момент перелома личности полковника. Тогда Курц плакал от жалости к детям. Вероятно, до этого эпизода он верил: то, что они делают, – правильно. Теперь он увидел насколько сильна ненависть со стороны вьетнамцев, ненависть, которую американцы заслужили.
Полковник признается, что больше всего он ненавидит ложь, порождающую страх. И лицимерие тех, кто затеял войну и приговорил его к смертной казни за те действия, которые ежедневно совершают сами судьи.
Уиллард, признавая, что «он никогда не видел более сломленного человека» и понимая причины, приведшие полковника в мучительное состяние душевного надлома, проникнувшись к нему уважением и милосердием, убивает его. Убивает не как сумасшедшего дезертира, а человека, близкого по духу и по жизненному опыту. Впрочем, Курц скорее позволяет убить себя и умирает как солдат, а не как преступник, скрывающийся от правосудия.
Операторская работа, великолепные виды тропических пейзажей погружают в экзотический мир южных широт. Жуткое и завораживающее восхождение по реке через туман и неопознанные опасности, таящиеся в зарослях, будь то неприятель или дикие хищники, щекочут нервы и держат в сковывающем напряжении в продолжении всего фильма.
«Апокалипсис сегодня» изобличает пороки войны через трагедию отдельно взятой личности, через моральный надлом полковника Курца. Но ложь Вьетнамской войны, порождающая страх, заключалась, в том числе, и в следующем:
Во время 10-летнего конфликта американскими войсками было израсходовано 6 727 084 тонны бомб, не считая контейнеров с напалмом и артеллерийских снарядов, в том числе из корабельных орудий крупного калибра и 19 млн галлонов химикатов. Использовались варварские, бесчеловечные методы ведения войны. Совершались военные преступления, за которые на Нюрнбергском процессе осуждали на смертную казнь. Например, 16 марта 1968 года – бойня в Сангми, в ходе которой было убито 504 мирных жителя, – мужчины, женщины, старики, дети, в том числе грудные младенцы. То же самое вытворяли солдаты СС и вермахта во время Великой Отечественной войны на территории СССР. Бойня в Сангми не являлась исключительным эксцессом, подобные зверства носили систематический характер.
Борьба якобы за демократические ценности носила фашистский характер, и по сути являлась захватнической войной за колонии. Вьетнамцам отказали в праве считаться людьми, и таким образом сами американские военные подверглись расчеловечиванию. В том числе и такие честные солдаты, как полковник Курц, вынужденные, подчиняясь приказу, вести неправедную войну.
Кинолента недвусмысленно демонстрирует, хотя не говорит об этом напрямую, что война во Вьемнаме – это проявление американского фашизма, осуществляемого вовне. Изобличение военных преступлений, совершенных во Вьетнаме, снятие покровов с истинной натуры капитала, отбросившего нормы приличия буржуазной демократии, варварски воюющего за ресурсы и новые рынки сбыта – является наиболее важным откровением фильма, ставшего шедевром мирового кинематографа.
Игорь ГУБЕЕВ