Доля фантазии, доля реальности
То, что поклонников у индийского киноискусства много во всем мире, – факт , и чтобы убедится в этом, достаточно предложить своим знакомым альтернативу: посмотреть советскую кинокомедию или киноленту из Индии. Уверена: тех, кто выберет последний вариант, окажется предостаточно. А вот если спросить их, за что они любят индийское кино, толком и не ответят. «Там много музыки, танцев, очень трогательные истории» – в лучшем случае скажут они. Но это и не важно, ведь Индия – очень загадочная страна, давно опередившая Запад по своему культурному развитию.
Современное индийское кино основывается на традициях древнего национального театра, отсюда обязательное присутствие в сюжете положительных героев и персонажа со злым умыслом, а музыка, песни и танцы – это то, без чего индийское кино уже и не кино вовсе. Сюжет строится так, чтобы его поняли все слои населения.
Любовь к индийскому кинематографу у отечественного зрителя зародилась еще в советские годы. Первыми фильмами, собиравшими переполненные залы кинотеатров, были «Бродяга», «Господин 420». Их герои боролись со злом за любовь. Зрители были очарованы горем и победами героев, чарующей музыкой, миром танцев, слезами и смехом.
Сегодня, в эру глобальных информационных технологий, нет ничего проще, чем найти интересующий материал. Но тогда в СССР подобного прогресса не существовало, а вот поклонники индийского кино были. Информации было мало, поэтому киноманы объединялись в клубы, обменивались фотографиями актеров, статьями. Некоторые любители индийского кино обладают такими знаниями в своей области, которым позавидуют даже эксперты-профессионалы.
Индия – одна из тех немногих стран, где современные технологии сочетаются с архаикой, поэтому и фильмы в этой стране соответствующие: доля фантазии в них давно превысила долю реальности. Прошлое и сегодняшние дни соединяются, извилистые горные дороги, магистрали, храмы, аэропорты – все поражает воображение.
Такие фильмы можно пересматривать так же, как перечитывают книги.
«Истина, святость и красота»
Радж Капур – легенда индийского кино, актер и режиссер, подаривший миру немало шедевров – например, фильм «Истина, святость и красота». Главные роли исполнили Шаши Капур и Зинат Аман. Фильм рассказывает о взаимоотношениях людей, о том, за что мы любим друг друга. Действие происходит в индийской деревне, куда приезжает молодой инженер. Однажды он мельком видит местную девушку и влюбляется в начале в ее красивый голос, а затем в нее саму. Но юноша еще не знает, что девушка имеет физический изъян: в детстве она обожгла половину лица кипящим маслом. Героиню зовут Рупа, и судьба ее незавидна: отец считает ее виновной в смерти матери, которая умерла во время родов. Соседи косо смотрят на нее, ведь в индийской деревне девушка, не вышедшая до определенного возраста замуж, признается опозоренной. Но молодой человек не ведает об этом, и они женятся. В первую брачную ночь он снимает покрывало с лица жены и в ужасе убегает прочь. Молодой инженер считает себя жестоко обманутым, ему кажется, что невесту подменили. Покинутая жена вновь превращается в деревенскую простушку. Но по ночам, когда темнота скрывает ее лицо, она встречается с мужем, и они становятся пылкими возлюбленными. Днем же он презирает и ненавидит ее. Рупа беременеет, но ее муж не признается в своем отцовстве. Он выгоняет ее из дома. Отец Рупы умирает, не вынеся стыда и позора. Начинаются сильные дожди, затопляющие деревню. Жители спешно покидают свои дома, на одной из телег едет и Рупа. Она начинает петь своим волшебным голосом; муж слышит прелестные звуки и находит ее. Водяной поток рушит дамбу, люди в панике бегут. Герой понимает, что его вновь обретенная супруга далеко не красавица, но ее душа добра, она умеет по-настоящему любить. И Рупа прощает своего мужа. Соединившиеся влюбленные спасаются на крыше одного из домов.
Думаю, среди читателей сего материала найдутся равнодушные к индийскому кино люди. И даже если описанный выше сюжет не вызовет у них интереса к Болливуду, то уж музыка из индийских фильмов не понравиться им просто не может. В 80-е гг. такие песни стали весьма популярны в нашей стране. Произошло это после выхода на экраны «Танцора диско».
Кстати, в самой Индии в кинотеатры принято ходить семьями. Поэтому фильмы для просмотра они выбирают тщательно. В первую очередь, этому способствует телевидение: множество видеороликов рассказывает о сюжетах новых фильмов. А музыка еще до появления фильма становится хитом. Одним словом, индийские PR-компании не дремлют!
Как и в Голливуде, индийская киноиндустрия не обходится без звезд. Делая ставку на известных актеров, продюсеры привлекают зрителей в кинотеатры. И сравнение с Голливудом здесь уместно, ведь современное индийское кино по уровню качества идет почти вровень с западной киноиндустрией.
Все переменчиво в этом мире. Вот и супергерою-одиночке индийского кино приходит на смену персонаж, представляющий образ современного молодого поколения. Сегодня популярны веселые комедии, музыкальные истории о любви. Но даже такие незамысловатые картины поднимают проблемы социального характера и вечных ценностей.
В нашей стране много поклонников как индийского кино, так и сериалов. Наверное, это не случайно, ведь и в том, и в другом виде киноискусства важна эмоциональная сторона: зритель захвачен происходящим, он следит за взаимоотношениями героев, переживает, хоть и понимает всю нереальность действия.
Можно еще очень долго говорить о феномене индийского кино. Индийские фильмы можно смотреть и пересматривать много раз, но так и не понять всего. Это особый мир, яркий, динамичный, строптивый. Наша действительность далека от всего этого; возможно, именно поэтому в нашей стране так много любителей индийского киноискусства, ведь человек всегда стремится к неизвестному и недоступному…