Все новости
КИНОМАН
26 Мая 2020, 13:39

«Да начнётся “Смертельная битва”»

25-летие экранизации «Mortal Кombat»

В предыдущей нашей статье мы вскользь упомянули экранизацию знаменитой компьютерной игры под названием «Смертельная битва» («Mortal Кombat»), но сегодня хотелось бы более подробно разобраться в «секрете успеха» этого фильма, ведь, как ни странно, именно эта лента совершила революцию не только в сфере кинокартин по индустрии развлечений, но и в самом жанре файтинг. И по сей день данное кино считается настолько качественным переносом материала из «гиперпространства» на большой экран, что ряды фанатов даже спустя много лет после премьеры (1995) нисколько не поредели, а лишь приумножились.
Множество фанатов видеоигр по всему миру совсем скоро будут отмечать 25-ий юбилей фильма, который изменил отношение к фильмам по играм навсегда. Доказав своим примером, что экранизировать видеоигры на большом экране кинематограф способен на весьма неплохом уровне. Ведь в то время это казалось чем-то нереальным, обреченным на непременный провал. "Все мне говорили, что это не сработает и моя карьера закончится", – вспоминает продюсер Ларри Касанофф. Хоть фильмы о видеоиграх так и остались рискованным предложением сегодня в кинобизнесе, но в 1995 году они считались и вовсе безнадежными.
Примеры – «Super Mario Bros» (1993) и «Double Dragon» (1994) были экранизированными бомбами, презираемыми как критиками, так и фанатами игр. Лишь «Street Fighter» (1994) преуспел в финансовом отношении, но все еще был невообразимо далек от того, чтобы назваться хорошей экранизацией, ведь его трудно было назвать даже хорошим фильмом. Но, несмотря на это, 18 августа 1995 года «Mortal Kombat» вышел на первое место по сборам в кинотеатрах. Фильм собрал рекордные 122 миллиона долларов по всему миру, и снял проклятие с видеоигр, как первая адаптация, которую тепло приняли игровые фанаты.
Любопытно, что история такого жанра компьютерных игр, как файтинг, началась не со знаменитого, казалось бы, «Mortal Kombat». Первая часть этой игры появилась на аркадных автоматах в 1992 году, в то время, как уже пять лет (с 1987) геймеры всего мира (если их тогда так называли, конечно) «чесали кулаками» в «Street Fighter». Несмотря на большой временной разрыв, у «Смертельной битвы» было, что предложить пользователям: например, яркий и запоминающийся сюжет.
Тысячи лет назад у одного мудреца случилось видение: он увидел мрачный и устрашающий мир, которым правил жестокий император по имени Шао Кан (Shao Kahn). Провидец понял, что рано или поздно баланс между светом и тьмой, между добром и злом нарушится, а значит, врата между Землей (Earthrealm) и Внешним миром (Outworld) откроются. Преисполненный страхом за свою планету, мудрец в конической шляпе, носящий имя Рейден (Raiden) (да, тот самый бог грома, один из играбельных персонажей файтинга), обратился к Старшим богам (Elder Gods), и они постановили, когда Шао Кан обратит свой взор на Землю: в десяти турнирах подряд его бойцы должны будут победить защитников планеты, только тогда мир будет в его власти. Название турнира, проходящего раз в поколение, сегодня знает каждый любитель компьютерных игр и наивных боевиков девяностых – «Да начнётся Смертельная битва»! «Mortal Kombat» – это место, где решается судьба мира, где в поединке сходятся силы света и тьмы. Неудивительно, что такой сюжет пришёлся в самый раз для сценария боевика.
Во время своего пребывания на студии «Midway Games» Ларри Касанофф, генеральный продюсер, поиграв лишь полчаса в «Смертельную битву», заявляет Нилу Д. Никастро (тогда главному шефу студии), что это как если бы "Звездные войны" встретились с "Выходом дракона". Тогда-то и был замечен кинематографичный потенциал игры.
После провала множества экранизаций игр, никто не верил в «успех безнадёжного дела», но спустя немного времени в студию стали сыпаться звонки от агентов с предложениями актеров на разные роли. Среди которых были: Денни Гловер (на роль Рейдана), Кэмерон Диаз (могла сыграть Соню Блэйд). От роли Рейдена в последующем отказался Шон Коннери, и Жан-Клод Ван Дамм от образа Джонни Кейджа (уже не первый раз актёр «промахивается» с выбором). Главным достоинством кастинга фильма стали Кэри-Хироюки Тагава, воплотивший образ колдуна Шанг Тсунга, и Кристофер Ламберт – седоголовый мудрец Рейден.
Но сложности не закончились на выборе актёров: буквально всё, что могло пойти не так – пошло не так! Сценарий неоднократно переписывался прямо в процессе съёмки (а все мы знаем, что из этого получается) из-за нелогичности и банальной глупости: в одном из вариантов Рейден – главный мудрец франшизы – откалывал неуместные шуточки. Ещё одной проблемой стал выбор локаций для съёмок: создатели хотели, чтобы каждый кадр передавал настроение сцены, не важно, будет ли это буддистский храм, пустынный берег таиландского острова или бамбуковый лес для битвы со Скорпионом.
Трудом невероятных усилий Касамасса стало приглашение легенды боевых единоборств Пэта Джонсона в качестве хореографа боев и координатора трюков. Легендой его можно обозначить не просто так. Овладев в совершенстве не одним видом искусств, он выступал в качестве победителя во всех своих поединках на турнирах, за исключением нескольких. Хоть в это и сложно поверить, ведь некоторые боевые сцены в фильме выглядят немного наивно и медленно, но все трюки и поединки выполняли сами актёры.
Несмотря на все технические трудности того времени, фильму даже удалось сделать своеобразный рывок в сфере компьютерных технологий в угоду зрелищности: стоит лишь взглянуть на множество эпичнейших сцен со Скорпионом, Саб-Зиро и четырёхруким громилой Горо.
Кстати, об этом гиганте! Не забыли создатели фильма и о различных фишках геймплея игры. В битве с Горо мы могли наблюдать, что называется, «чистую победу» Джонни Кейджа, которая заканчивалась еще и добиванием, путем сброса Горо с обрыва. Такого результата боя в игре добиться очень проблематично: чемпион не должен получить какого-либо урона! Если подробно разбирать ленту относительно канона, то и результат схватки Саб-Зиро с неизвестным бойцом на пирушке тоже вполне можно назвать «чистым». Первым и единственным своим ледяным ударом он выполнил знаменитое «Fatality» – самое кровавое и зрелищное добивание противника во всей игре.
Фильм так же сделал не мало для образа игры: вступительные кадры ленты начинаются знаменитым танцевальным треком, от которого до сих пор многих «колбасит» (эх, вспоминается детство, когда под этот музон сбиваешь люстру самодельными нунчаками, но не будем об этом!). Так же прославленная фраза Скорпиона «GET OVER HERE», озвученная Эдом Буном, стала настоящим символом файтинга наравне с эмблемой дракона на горящем фоне от самой игры.
Сегодня, спустя 25 лет «Смертельная битва» смотрится довольно скучновато: видно, что фильм почти не выдерживает проверки временем, но то, что сделал фильм для компьютерной индустрии, – это невозможно недооценивать! Дальше только интересней: следующие фильмы франшизы представили новых бойцов кровавого турнира, новые локации и продолжение интересной истории – всё это заставляло чувствовать игроков и зрителей себя участниками настоящей войны за судьбу земли. Увы, такого фильма уже не снимут: с одной стороны, сейчас с качеством графики получше, но такое же духовное удовлетворение и качественную экранизацию мы получаем крайне редко.
Владислав БУРУХИН