Все новости
КИНОМАН
28 Февраля 2020, 22:15

И ножи иногда стреляют

Без всякой на то охоты, я принялся смотреть фильм «Достать ножи» режиссёра Райана Джонсона. А зачем? Сам таракан не разберёт! Может, подкупила номинация на «Оскар» – за лучший сценарий, или то, что режиссёр известен благодаря своему высокоградусному сериалу «Во все тяжкие». Мог вызвать любопытство и актёрский звёздный ансамбль, коему приспичило собраться в одном фильме, в одном особняке. Сложно сказать, почему.

Но что уж говорить, английский детектив – а это именно он и есть – претерпевает сейчас не лучшие времена. Более того, как не прискорбно осознавать, но лихое время Шерлоков Холмсов, Эркюлей Пуаро далеко осталось в прошлом, ну, во всяком случае, где-то там за леском, за горизонтом. Да, случалось раньше… когда трава была зеленее и хлебный квас вкуснее, собирались всей семьёй у телевизора и смотрели английские экранизации по произведениям Агаты Кристи «Объявлено убийство», «Указующий перст», «Карман, полный ржи»… и ворох фильмов-сериалов с Эркюлем Пуаро, роль которого превосходно исполнил Дэвид Суше. Тогда всё это казалось миленьким, привлекательным, но теперь же это является скукой смертной. Они подобны корове, жующей без остановки охапку сена. И сено уж изгнило, и корова – старая карга! Никто, конечно, не запрещает поностальгировать по тем фильмам, но надолго ли хватит смотреть «одно и то же»? Чопорные англичане, треньканье велосипедного звонка, тропки между домами, многозначительные взгляды возможных и невозможных убийц, воров. Угадал – не угадал! Все схемы преступлений с вероятными правонарушителями закона давно вызубрены назубок: неприметный дворецкий, или сам хозяин-хозяйка решили пошалить, а то и вовсе непокорное дитя, мимо которого уплывает обещанное наследство. Детектив нынче умер! Да здравствует, детектив!
Были, конечно, небесплодные попытки реанимировать классический детектив. И частично мастерам кино это удавалось. Сразу на ум пришёл «Госфорд-парк» Роберта Олтмена. Фильм, имеющий заветную статуэтку «Оскар» за лучший сценарий, в 2002 году прошёл почти незамеченным для зрителя. Потому как кинокартина страдает теми же «опечатками» – скукотища! Но что есть, так это «белоперчаточная» красота действий вышколенных слуг, что в услужении у аристократических хозяев особняка. И изящная, высокородная аристократия (почти до пародийности) во всём своём блеске, мишуре. И поставлена картина так, что если смотреть её урывками, короткими забегами, то может показаться, что это решительно не детектив, а документально-хроникальное повествование жизни высшей элиты общества как таковой. Ну, а то, что кто-то помер, так это бывает от случая к случаю.
Упитано до основания, до горлышка компьютерной графикой «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Брана 2017 года, где он же исполнил и главную роль. Вознесли классику до ранга блокбастера, но на сей раз движения, телодвижения ускорены до бега квантовых частиц. Кадр сменятся в доли секунды (что-то похожее сотворил со своим Шерлоком Холмсом и Гай Ричи). А что тянуть, – убийца большинству любителей «горячего» жанра известен, как известен своевольный пыл твари дрожащей Раскольникова у Достоевского. Упор сделан на эффект, «экстрим» мелких деталей, некоторых даже не найти на страницах книги Агаты Кристи. Они сочны до невыносимой яркости, как прожекторные лампы. Картиной можно любоваться, но искать разгадку нет желания. Эркюль Пуаро к тому же в фильме не только логистик-аналитик, обладатель «серых умных клеток», но и меткий стрелок, «каратист-дзюдоист». В плане физических его способностей, я, конечно, перегнул для красного словца, но он действительно в картине излишне подвижен, что не очень удобно смотрится. Таким образом, можно и мисс Марпл, милую и добродушную старушку, обучить кун-фу, чтобы она эффектно обезвреживала выродков в финале. Кто-нибудь этим обязательно воспользуется в попытке снять свою нетленку.
Помимо вышеупомянутых картин есть масса и других более-менее перевариваемых детективов – «аля-Агата Кристи», такие как «Скрюченный домишко», «Озеро», «Визит инспектора», где события развиваются, как правило, в одном замкнутом пространстве: дом, посёлок-деревня. И с самого начала взваливают на зрителя кучу персонажей, что заблудиться можно среди них, пытаясь с ходу запомнить каждого по имени и фамилии. Получается эдакий электрошокер для зрителя-читателя.
И теперь нам, искушённым зрителям, предоставили «Достать ножи», где в непривычном для нас амплуа изумительно сыграл Дэниэл Крэйг эдакого частного детектива с идейно-романтическими заскоками: и радуга у него со своим неземным притяжением. И к радуге он пойдёт, когда враг будет найден и обезврежен. Начало фильма меня смутило отчего-то и напугало как не фаната детективного жанра. Устрашили первые однотипные «гетерогенные» сценки. Да, произошло убийство в особняке. Вау! И не вау! Начались допросы всех присутствующих в доме (ничего нового). Сидят они такие в кресле, что-то бормочут – свою себялюбивую точку зрения, якобы какие они любящие человеки и умнички. Ну, как же – опять наследство, будь оно неладное! Опять оно ускользает от бедных, несчастных наследников. Господи, я обожаю эту Англию! Временами показывают короткие флэшбэки, в которых не сразу и сообразишь – а что собственно происходит? Именно это и напугало, якобы неужели весь фильм состоит из беспрерывной болтовни на допросе в духе театрального монолога? И рыла домочадцев на весь экран. И такое – на «Оскар»? Подумалось вдруг мне. Ненароком. Уже хотелось свернуть фильм «в трубочку», нажав на stop в видеоплеере. Но внезапно он… ну, «Достать ножи», значит, разгладил свои шероховатости, морщины, что образовались в первые десять-пятнадцать минут. Проснулось любопытство. Да и девушка-сиделка, что ухаживала за владельцем особняка, довольно-таки симпатичная, что глаз не оторвать. На тридцатой минуте, а может и раньше, уже открылась тайна из тайн – кто убийца, у кого «пулемёт» за пазухой. От сего стало ещё занятнее. Уже этих детективов и Дэниэла Крэйга хотелось услать куда подальше – в баню, на кудыкину гору. И нечего им по земле ползать с лупой в руках. Вы всё равно блещете интеллектом не лучше инфузории-туфельки. Именно так мне алкалось, думалось. Убийца – это человек, и я ему жутко сочувствовал. И, наверное, со мною ещё парочка миллионов зрителей испытывала что-то подобное.
Дальше… Вот стоит ли? При всём старании, спойлеры получатся. А ничего хуже нет, чем рассказать, сказать что-то существенное о криминальном фильме. Обязательно проболтаешься, какая же горилла слопала апельсин. А этого следует избежать в любом случае. Но так или иначе у меня глазки загорелись как… как у… кокера-спаниеля при виде сахарной косточки. Закрутили сюжет достаточно многосложно, увлекательно и вкусно! Умеют же – когда захотят. Только в завершении истории, кажется, пошёл аромат-запашок, местами напоминающий корейского флагмана «Паразиты». Снова социальные аллюзии, а впрочем, они и с самого начала шли фоном, по ту сторону улицы проезжей части. И стульчик понравился в зале, в холле, где спинкой служила огромная коллекция ножей. Ну, чем вам не «Игра престолов»! И сюжет очень схож, геометрически параллелен, где тоже всякий «упырь» намеревался примерить на свою голову корону.
И благое дело они задумали, кинематографисты, обещав снять вторую часть. «Достать ножи» рекомендую смотреть всем! Иначе «ножи выстрелят» рикошетом.
Мой рейтинг 8/10
Алексей ЧУГУНОВ