Все новости
КИНОМАН
3 Февраля 2020, 20:01

Как говорить несерьёзно о серьёзном: мультфильмы Хаяо Миядзаки. Часть третья

«Прощание с прекрасным» В первой статье мы постарались рассказать, где зародились смелые решения и опыт Хаяо Миядзаки, вторая статья продолжила рассказ о самых знаменательных проектах, в которые автор, ровно как и вся компания «Гибли», действительно вложили частичку своего сердца и самых смелых фантазий. Но вот настал момент нам закончить этот длинный путь и рассказать о последних мультфильмах великого автора. «Унесенные призраками» стали, без преувеличения, живой классикой, но от того ценнее следующее произведение, так как Миядзаки не стал тонуть в уже имеющемся успехе, а наоборот, наполнился энергией для продолжения работы.

Релиз следующего мультфильма состоялся спустя три года после «Унесенных призраками» и сейчас считается одной из самых узнаваемых работ студии «Гибли», а потому представить его легко и просто. «Ходячий замок» – эту ленту сам Хаяо назвал «первым аниме для пожилых людей», так как главной героиней в этот раз стала не девочка и даже не женщина, а бабушка – ну, условно пожилая леди, так как здесь не обошлось без колдовства. Юная и скромная шляпница Софи случайно знакомится с привлекательным авантюристом-волшебником Хаулом, в которого сразу и влюбляется. Но вот красавца-колдуна не положено отдавать первому встречному: злая ведьма ревнует и забирает у невинной девушки её молодость. Софи, пытаясь снять заклятье, находит ходячий замок – огромный механический дом, который безустанно двигается благодаря магии – кстати, на создание которого Хаяо вдохновила русская избушка на курьих ножках.
Дальше, как и положено, начинается притча о принятии себя, о внутренних комплексах и, разумеется, о любви. Мораль не нова, но помноженная на прекрасные образы приобретает новые оттенки – не судите по внешности. И объект этой мысли даже не сама Софи! Вот, например, блондин-волшебник Хаул: кажется безумно храбрым и харизматичным, но на деле оказывается трусом, для которого целым испытанием становится цель побороть себя к финалу картины. А вот злая ведьма, внутри которой… скрывается милая старушка. Но самое главное, что Софи может сама стать молодой без всякого колдовства, потому что все проблемы зарождаются внутри самих людей. И действительно, избавиться от своего проклятия смог каждый герой, только разобравшись со своими внутренними «демонами». «Ходячий замок» поднимает очень много вопросов: уважение старших, своего дома, принятия себя. После просмотра действительно начинаешь ценить себя, свою жизнь и близких, время, которое неумолимо несётся вперёд. Мультфильм стал уникальным: сам замок создавался на компьютере, но фоны и персонажи рисовались «по старинке» вручную. После «Призраков» история замка выглядит более личной и камерной, что, однако, не помешало успеху картины.
Номинация на Оскар, премия на Венецианском фестивале и кассовые сборы показали Хаяо и «Гибли», что «есть ещё порох…», а значит, нужно приступать к следующей картине. «Рыбка Поньо на утёсе» стала первой лентой, где в центре внимания стоит не суша, а водный мир, который хранит в себе много тайн, неизведанных мест и маленькую красную рыбку. Первоисточником «Поньо» стала, как можно догадаться, всем известная «Русалочка» Андерсена, но, по правде сказать, перед нами ну очень вольная адаптация.
Под музыкальное сопровождение оперы Вагнера рыбка оказывается на суше в руках мальчика Саске, а затем превращается в девочку, тем самым нарушая природный баланс: она должна либо вернуться в океан, либо люди должны проявить истинную любовь, иначе рыбка превратиться «в пену морскую». Лента получилась настоящим эстетическим удовольствием: побег главной героини от Хозяина морей – это визуальное пиршество для глаз, не говоря уже обо всём остальном. В этот раз Миядзаки пошёл на крайние меры: от всех фрагментов компьютерной графики отказались, так как хотели сосредоточиться полностью на рисованной графике – Хаяо предпочитал рисовать море и волны сам. В итоге «Поньо» имеет 170000 отдельных изображений – и это того стоило. Водный мир, потовый городок, музыка, даже еда выглядит здесь сакрально красивой как никогда. А на фоне этой феерии красоты – история о детях, которые ещё толком не научились выражать свои мысли, но зато могут понять абсолютно всё сердцем и душой. «Рыбка» – это история об истинной любви, непосредственной, детской, а потому и искренней.
После всех «титанов», которые создавал Миядзаки, «Поньо» как произведение – слишком простое и беззаботное (но не это стало причиной для провала, а напротив, подстегнуло к созданию продолжения). Но генеральный директор «Гибли» попросил Хаяо взять на разработку другую историю, которую метафорично сможет поставить точку в его творческой карьере.
«Ветер крепчает» вышел в 2013 году: художник был почти сорок пять лет в анимации, Миядзаки стал терять зрение, работоспособность уже не та. К релизу аниме Хаяо принял важное решение и сообщил, что «Ветер крепчает» станет его последней работой. Закономерно, что лента была посвящена именно авиации как дань пройденному пути. Никакого гротеска, никаких военных баталий, никаких альтернативных вселенных, никакого колдовства – это самая спокойная и приземлённая работа мастера.
Двухчасовая история об авиаконструкторе – молодом человеке, страдающем от близорукости, но при этом мечтающем о самолетах: пилотом стать не получилось, поэтому герой решает сам создавать летающие машины. Биография мальчика вымышлена, хоть и состоит из кусочков самых важных моментов жизни самого Миядзаки: отец-авиаконструктор, болезнь матери. Это очень личная история о человеке, который разрывается между любовью к работе и любовью к девушке – отчасти это и метафора об уходе самого мастера. Разумеется, что и визуально мультфильм великолепен: яркие краски и живые эмоции, музыкальное сопровождение симфонического оркестра и, что не может не удивлять, если вслушаться, то можно услышать, что звуки самолётов озвучены людьми. Финал и заключительная песня – это настоящий реквием по долгому пути художника, который вот-вот оставит любимую работу. Можно сделать вывод, что «Ветер крепчает» – неимоверно взрослое произведение, ставящее очень красивую точку в карьере Хаяо Миядзаки, где только с возрастом можно понять истинный смысл фильма.
После выхода «Ветер крепчает» студия заявляет о том, что берёт творческий перерыв, а в 2018 году умирает друг Хаяо и по совместительству сооснователь «Гибли» Исао Такахата. Казалось бы, что настал тот самый грустный момент, когда настоящее искусство должно покинуть знакомые уголки души. Но внезапно Хаяо лично объявляет о выходе нового мультфильма, который автор посвящает своим внукам. Аниме должно выйти в 2020 году, что лишь подтверждает тот факт, что анимация для Миядзаки – это смысл всей жизни, а значит, он будет творить до последнего. Это не может не восхищать!
Поразительно, что при просмотре всех мультфильмов, о которых мы рассказали, можно почувствовать радость, грусть, страх, умиление, можно смеяться и плакать – никакое другое кино не может преподнести такую палитру эмоции. Хаяо Миядзаки – это действительно великий человек, который просто хотел рассказывать интересные и красочные истории с глубокой моралью.
Владислав БУРУХИН