Все новости
КИНОМАН
1 Февраля 2020, 20:00

Неожиданные принцы французского кино

Каждый год зимой я хожу на французский фильм. В прошлом году это был «Честный человек», в позапрошлом «Праздничный переполох».

Вот кусочек из моих тогдашних впечатлений:
«Сходила на французский фильм "Праздничный переполох" – не разочаровал, слава те господи. Теперь хочу посмотреть оригинал с субтитрами. Дубляж был хороший, но что-то сбивало с толку, наверное, несоответствие мышц лица и звука при этом, да и привычка смотреть оригиналы. Я бы назвала фильм "Изнанка праздника". Нашла там много персонажей из моей рабочей жизни. Еще отсылка к литературности роднит этот фильм с моим сознанием. Все эти "Ты чего в пижаме, что за обломовщина". "И «Даму с камелиями» написал Дюма-младший, это другой Дюма". Да, там ещё много чего можно процитировать. Кто захочет, сам посмотрит. Хотя тех, кто захотел, оказалось мало: в зрительном зале набралось человек 15, совсем не было рекламной компании. А жаль, многие не узнали о такой качественной комедии. Если бы не френды в ЖЖ, коих в Москве приглашали на премьеру, и я бы не узнала».
А вот что про поход в прошлом году на «Честного человека», где играет Летиция Каста и Лили-Роуз Депп (дочка Ванессы Паради и Джонни Деппа), вспоминает Елена Луновская: «17 февраля пошли с Галариной в кино. На французскую черную комедию "Честный человек". Галя, прочитав оригинальное название, поправила: "Человек чести". Фильм ну просто упоротый! Настроение поднимает. Сюжет невнятный, но! Какая разница, если в картине есть такие диалоги:
"Абель, я давно должна была тебе сказать. Думаю, время пришло" Абель: "О чем? " Марианна: "Я беременна", спустя паузу: "Не от тебя". Хохотали мы до слез. Слезы текли просто градом. Давно мне не было та-а-ак смешно!
"Врач сказал мне, что он гей". – "Он либо соврал, либо это совсем недавно".
"А ты спала с нами обоими в один день?" – "Да, бывало" – "И кто был лучше?" – "Трудно сказать". Цитировать эти реплики можно бесконечно».
И вот в этом году в уфимском кинопрокате аж четыре французских фильма! Это небывалое дело. Посмотрела я в результате не все, а только фильм «Нежданный принц» от людей со знаковыми фамилиями – режиссер Филипп Леллуш, автор сценария Люк Бессон. Когда я его смотрела, у меня было ощущение того, что он снят этим летом. Когда вся Франция утопала в забастовках. И все съемки были сделаны на натуре, как смесь документального фона и актерской лирической линии.
Если вы привыкли к Голливуду, вам будет тяжело и скучно смотреть. Очень медленный фильм. Напоминает лирическим героем, эдаким неотразимым циником, наши советские фильмы «Кто поедет в Трускавец» или «Влюблен по собственному желанию». Главный герой Жан-Марк (актер Венсан Перес) – расчетливый бизнесмен-гадёныш: нет у него ни патриотизма – хочет заменить французские комплектующие на болгарские в четыре раза дешевле, ни трудовой этики – разрывает многолетние отношение с поставщиком, гоняет почем зря помощницу. Кстати, единственная смешная фраза в «Нежданном принце» принадлежит этой самой помощнице.
Увы, Венсан Перес не дотягивает ни до Александра Кайдановского, ни до Олега Янковского, такую глубину, как в русской актерской школе тех минувших лет, нечасто встретишь в мире. Хотя героиня Ваины Джоконте – Мари, дочь фабриканта и искусствовед, – вполне себе красотка, подобная Маргарите Тереховой, но ещё и с уникальными возвышенными принципами, как у героини Евгении Глушенко. И вот вся лирическая линия заключается в перевоспитании богатого (отличие от бедных русских героев кино) мерзавца Жан-Марка внезапной любовью к провинциальной деве, чистой душой и прекрасной телом, ждущей принца (такой зефирный персонаж, аж челюсть сводит, наши библиотекарши как-то достовернее были).
Но самое интересное в фильме – это якобы второстепенные персонажи и те линии, которые не получили полного развития, но хотя бы были обозначены. Иногда очень четко обозначены – как солидарность трудящихся. Главный герой едет через всю Францию на свадьбу к дочери. И в машине кончается бензин – и поскольку заправщики бастуют, он не может ехать дальше. Тогда он покупает электромобиль, и когда аккумуляторы садятся, его отказываются заправлять электричеством тоже. Он в отчаянии восклицает: почему? И рабочий отвечает – потому что солидарность! И тут я понимаю, почему французы победили в борьбе за свои гражданские права, против пенсионной реформы в этом году. Потому что уже в 2013 у них была эта цементирующая солидарность. Фильм-то 2013 года, а у нас идет почему-то в прокате сейчас.
Или вот еще в фильме есть сверхактуальные разговоры Жан-Марка с другом дочери о потреблении, а Грета Тунберг со своими речевками выстрелила в 2019 году. То есть Люк Бессон это всё уловил семь лет назад. Конечно, в разговоре старшего и младшего французов много шокирующего, но прогрессивная молодежь она такая. Любит шокировать.
В общем, я не пожалела что посмотрела такой медленный фильм, зато о многом успела подумать и в течение фильма, и после него. Причем подумать именно о социальной подоплеке, трудовой морали и разрыве шаблонов в новом поколении. Жаль, что это лирическая комедия, с удовольствием бы посмотрела именно от Люка Бессона фильм о современной классовой борьбе, ведь она все-таки существует. Ведь всеобщая сытость это миф, такой же миф, как голливудские фильмы. А во французском кино все-таки есть настоящая жизнь, пусть даже как фон для иронической мыльной оперы.
ГАЛАРИНА