Артист и волшебник Айрат Ахметшин
Все новости
КИНОМАН
28 Января 2020, 20:00

Как говорить несерьёзно о серьёзном: мультфильмы Хаяо Миядзаки

В современном мире есть множество вещей, которые зачастую нельзя воспринимать всерьёз. Первыми в списке таких явлений стоят мультфильмы, а особенно жанр японской анимации – аниме. Современные многосезонные сериалы с разнообразными сюжетами сильно ударили по репутации рисованных кинокартин: обилие продукта, как известно, ни к чему хорошему не ведёт. Но есть среди горы мусора и настоящие «самоцветы», которые не просто серьёзны; своим визуальным воплощением они переворачивают мировоззрение множества людей. Такие мультфильмы стоят на пьедестале давно, и связаны они с именем одного «мэтра». Конечно, речь едёт о Хаяо Миядзаки.

Творческий путь этого человека очень интересен в том плане, что душевные порывы одного мужчины в совокупности с невероятной фантазией и социальными проблемами нашего времени создают поразительный результат. Такие работы можно смотреть независимо от пола, возраста и социального статуса, потому что каждый найдёт что-то своё.
Неповторимый стиль Хаяо Миядзаки можно узнать с любого кадра. Классическая японская анимация с тёплой милой атмосферой, буйством красок и сумасшедшими образами. Но при этом даже резкие и динамичные сцены выглядят размеренными и даже приземленными – можно даже найти совпадения с советской мультипликацией, что будет сделать очень легко, ведь на автора произвел сильное впечатление мультфильм «Снежная королева» Льва Атаманова. Талант к мультипликации не остался не замеченным, а соответственно, и карьера Миядзаки пошла в гору.
«Навсикая из Долины ветров» стала для автора первым сольным проектом, сил и души в неё вложили, сколько полагалось. Хаяо всегда волновали темы войн, развития технологий и как они вместе влияют на окружающую среду, и поэтому моральная подоплека первого мультфильма была очевидна. Сюжет повествует о принцессе небольшого королевства в постапокалиптическом мире, который оказывается вовлеченным в войну между другими государствами в то время, как планете угрожает экологическая катастрофа: рядом с цветущей долиной стоит село, где якобы отравленный воздух – конечно, существовать в таком месте без специальных кислородных масок нельзя, а потому человечество считает, что именно эта чаща является угрозой для всех и намеревается её уничтожить. Попытки сжечь деревья приводят в ярость местную (весьма страшную) фауну, а Навсикая, чувствуя, что проблему можно решить без агрессии, отправляется в путь в поисках другого выхода. Люди были так слепы, что не поняли главного: из-за механизации отравлена сама земля, а деревья лишь обрабатывали воздух, хоть и производя небольшую долю газа, а страшные животные лишь защищались. Принцесса переживает психологический рост и приходит к выводу, что человеческая алчность и нетерпимость вредит миру больше, чем лес, жители которого никогда не покидают своего жилища. «Долина ветров» – это огромная метафора о необходимости гуманизма, любви к природе в противовес потребительскому отношению к ней. Этот мультфильм взывает к человеческому разуму, показывая всему миру, что мультфильмы могут быть сложными и многогранными.
Мультфильм был так успешен, что дало повод для создания собственной анимационной компании Хаяо Миядзаки, где он и создал все последующие шедевры. Как же назвать собственное предприятие? Название определила сама судьба гения: переняв от отца-авиаинженера любовь к самолётам, Хаяо решил назвать своё «детище» в честь одной из культовых моделей – Капрони Ка.309 «Гибли». И вот теперь в студии «Гибли» уже новая команда мастера, после «Долины ветров», приступила к созданию следующего проекта. Хотелось не ударить в грязь лицом, а потому сосредоточились не на низкопробном мультике, а на глубоком полнометражном полотне.
В основе «Небесный замок Лапута» – первого проекта «Гибли» – лежит эпизод о летающем замке из «Приключений Гулливера» Джонатана Свифта. Здесь же крепость – это мистическое место, попасть в которое можно лишь при помощи специального амулета, который всегда при себе носит девочка по имени Сита. Малышка вместе со своим другом убегает от военных и бандитов, которые горят желанием попасть в таинственный замок. Новый мультфильм хотя и не стал менее морально нагруженным, но детская непосредственность главных героев сделала всё легче для восприятия. Конечно, за всеми приключениями, как и положено, кроется нечто большее: Вновь всё становится не тем, чем кажется на первый взгляд. Страшный робот – хранитель замка преследует не «нарушителей» в лице детей, а просто хотел убрать обломки упавшего дирижабля с птичьего гнезда, где были яйца. Ну а на контрасте – военные, которые искали священный летающий замок только ради сокровищ, сокрытых в нём. Картина получилось менее серьёзной: дети умиляют, карикатурные пираты и солдаты – всё это добавляет полотну доброго, душевного тона. Но юмор встал не в противовес визуальной части: архитектура замка поражает своей масштабностью, появились новые воздушные баталии, а врата Лапута, состоящие из молний, выглядят словно откровение. В совокупности получилось произведение с глубоким замыслом, но в лёгкой и запоминающейся форме – разумеется, лента имела успех.
Следующий мультфильм в представлении не нуждается, так как его персонаж до сих пор является логотипом студии «Гибли». Действие «Мой сосед Тоторо» происходит не в вымышленном мире, а в Японии пятидесятых годов, а потому это самая умиротворённая, спокойная и миролюбивая картина Миядзаки, где нет ни одной сцены насилия, взрывов и перестрелок. Просто две маленькие девочки переезжают из города в небольшую деревушку, где открывают для себя мир природы: знакомятся с местными лесными духами, котом-автобусом, и, конечно, с Тоторо – милым мохнатым великаном. Героини олицетворяют беззаботность, а лесные обитатели – это метафора, намекающая на одушевленность природы, поэтому и непонятно, являются ли эти звери реальными, а может, всего лишь фантазией малышек, которой они хотели отгородиться от мирских проблем, в частности от болезни матери. Эта история получилось очень маленькой и личной, что неудивительно, ведь в прототипе деревушки из мультфильма прошло детство самого Хаяо. Там он бегал по улочкам, любовался пейзажами девственной природы, которые вдохновляли его. И теперь весь этот уют и любовь к миру сочится из мультфильма: в нём нет отрицательных героев, нет борьбы добра со злом, потому что второго просто нет. «Тоторо» – это мультфильм про детей, которые всем сердцем любят свой мир и боятся его потерять, верят в лучшее и готовы стать поддержкой для окружающих.
На этом творчество великого Миядзаки не закончилось, а значит, продолжение следует…
Владислав БУРУХИН
Часть вторая
Часть третья
Читайте нас: