Все новости
КИНОМАН
20 Декабря 2019, 13:20

«Тёмные начала», или Как сломался «Золотой компас»

С фильмом «Золотой компас» я познакомился как-то случайно: в России была хорошая рекламная компания на момент выхода – это всё, что я помнил. Прошло без малого шесть лет, и что-то в голове всё-таки щёлкнуло. Пришлось посмотреть: вдруг что-то интересное. И не прогадал: подобного, действительно, больше нет!

В фантазии Филипа Пулмана, автора серии романов «Тёмные начала», вселенная состоит из множества параллельных миров, в одном из которых души людей ходят рядом в обличии разных животных – «деймонов». Всё, что происходит с деймоном, влияет и на человека, и наоборот, а отделиться друг от друга и вовсе смертельно. Властвует в этом загадочном мире могущественный «Магистериум», который тщательно бдит за тем, чтобы религиозные догмы соблюдались в точности.
Вот в такой обстановке и живёт маленькая девочка с красивым именем Лира Белаква. Её безмятежному детству наступает конец, когда она случайно узнаёт о заговоре зловещих «жрецов», которые похищают детишек и ставят над ними жестокие эксперименты по отделению деймонов. Среди жертв оказывается лучший друг Лиры. С этих самых пор маленькую девочку ждут большие приключения и длительные путешествия, во время которых она познакомится со множеством различных обитателей своего мира, найдёт друзей и сразится с врагами. В руки Лиры попадает загадочный артефакт – «Золотой компас», который с помощью сложных махинаций может показать истину. Жаль только, что расшифровать ответ механизма могут не все. Разумеется, предмет, который может выдать все самые страшные тайны, находится под строжайшим запретом «Магистериума».
Конечно, юная Лира – очередная «избранная», которой предстоит спасти всё сущее от исчезновения. Также очевидно каждому, что «Золотой компас» – это сказка, рассчитанная на детскую и юношескую аудиторию. В своём большинстве они-то и принесли более 370 миллионов долларов мировых сборов, чем явно окупили вложенный бюджет в 180 миллионов, однако это не спасло 'New Line Cinema' от поглощения 'The Walt Disney Company'. И хотя фильм получился явно неплохим, вторую часть зрители, увы, не увидели.
Религиозные католические организации выступили с осуждением фильма за антиклерикальную позицию автора и аллюзии на католическую церковь (а вы думали, что такое «Магистериум»?). Официальная газета Ватикана «l’Osservatore Romano» опубликовала статью, в которой назвала книжную трилогию Пулмана «холодной и бездушной». Вот только осудить фильм с этих позиций было сложно: «Золотой компас» не только не поднимал никаких «антирелигиозных» вопросов, но и в целом получился сказкой чуть выше среднего. Возможно, в последующих частях сценаристам хотелось показать христианские догмы в другом ключе – это и стало последним гвоздём в крышку гроба новой фэнтезийной кинотрилогии. Впрочем, Филипа Пулмана уже давно заклеймили как «опаснейшего безбожника» и почти разжигателя межрелигиозной войны. И, если вам будет это интересно, идея богоборчества в его романах в определенной степени действительно присутствует.
Романы «Тёмные начала» почти идеальны для киноадоптации. Религиозные и нравственные идеи книги слишком сложны для освоения детской аудиторией, а фэнтезийная оболочка мира, скорее всего, отпугнёт взрослых. Фильм 2007 года «Золотой компас» совершил ужасную ошибку: он попытался загнать серьёзные идеи романного цикла в рамки простой сказки о каких-то волшебниках. Все «сложные» и нежелательные моменты просто вырезали. Но самое страшное, что душераздирающая концовка книги тоже была заменена на «счастливый сказочный конец». Все это сильно поубавило значимости, трагизма и глубину рассказанной истории.
Под занавес 2019 года заканчивается первый сезон сериала «Тёмные начала». С первых двух серий понятно, что многосерийная оболочка идёт на пользу сюжету: есть время полноценно показать всех героев конфликта. Первый сезон рассказывает ту же историю, что и «Золотой компас», только совершенно другим языком. Сериал не просто сложнее и серьёзнее фильма: даже цветовая гамма здесь более тёмная и мрачная. Получилось настоящее «тёмное фэнтези» со всеми вытекающими (наверно, так и задумывалось), за что большое спасибо всей съемочной группе.
Такого масштаба истории с глубоким философским подтекстом и ярким антуражем зритель не видел давно. По части фантастики «Тёмные начала» так и вовсе первый достойный продукт после давно ушедшего «Гарри Поттера» и «Игр престолов». Сериал стоит внимания даже самого скептически настроенного зрителя хотя бы из-за религиозно-критикующей идеи. Впрочем, даже если в «новогодние каникулы» захочется чего-то волшебного, то «Тёмные начала» – отличный выбор.
Владислав БУРУХИН