Все новости
КИНОМАН
9 Декабря 2019, 18:23

«Сожгите Неаполь!»

По следам российско-итальянского кинофестиваля RIFF Правильно было бы назвать данный фильм художественно-документальной мелодрамой. С хорошим, как ни удивительно, концом. Это если говорить про жанр. По форме же – это удивительное зрелище. Где действие происходит в четырёх пространствах и временах одновременно.

С одной стороны, да. Часть повествования разворачивается в пространстве кинохроники, фотографий и комментариев очевидцев, запечатлевших события 1943 года.
Но ещё одна часть повествования разворачивается в пространстве и безвременьи кадров из художественных фильмов, снятых о войне в Италии.
При этом ещё одну, и очень значительную, часть повествования составляет современный, сегодняшний Неаполь. Неаполь – прекрасный, жуткий и величественный как Петербург, переброшенный к тёплому, южному морю – дивная видовая картинка с комментариями, какие события 1943 года и как здесь происходили. В этих дворцах и квартирах, на этих мостах, улицах, лестницах, садах, виллах, балконах и подворотнях. С показом всех сохранившихся ещё царапин на камне.
И самая значительная часть повествования – это, действительно, игровой фильм. Снятый сегодня, в сегодняшнем Неаполе про события 1943 года. И рассказывающий историю людей очень близких создателям фильма. Замечательных, красивых и, в общем-то, несмотря на обстоятельства, очень добрых людей, живших в одном доме.
Каждая из этих историй, и документальная, и «монтажная», и видовая, и художественная вполне могла бы быть отдельным фильмом и фильмом примечательным.
А теперь представьте, что все они, все эти четыре истории, рассказаны одновременно. Рассказаны не только в лихом, ураганном темпе сменяя друг друга на экране. А одновременно в самом буквальнейшем смысле слова. Когда на полиэкране ты видишь в одну минуту и современную улицу с прохожими, и хронику произошедших событий, и художественную реконструкцию.
Это необычайное зрелище! Перегружающее все чувства, поднимающее все мысли, сносящее голову, совершенно увлекающее и вызывающее ощущение абсолютного присутствия. (Вот где настоящее 5D, а не в специальных очках и ухищрениях аппаратуры!). И в эти щели, этой дробности, этого разлетающегося во все стороны яростным фейерверком повествования ускользает от захватчиков и открывается зрителям подлинный Неаполь. Неаполь улыбчиво-грозный, уклончиво-неистребимый перед любой внешней силой.
Финал (и счастливый финал!) тоже совершенно замечательный. Мы видим, что декорация игровых сцен оборачивается настоящей современной неаполитанской квартирой, где включена плазма со старым, времён неореализма, фильмом о тех же событиях на экране. А игравший одного из персонажей актёр оказывается в комнате как живой, современный и, одновременно, бессмертный человек. И баста! Разодранный на куски Неаполь вновь собрался, сросся воедино, в единый кулак, и вновь может дать отпор всему, кому и чему угодно!
…А, вообще говоря, Италия в процентном отношении участвовавших в партизанском движении находится на почётном третьем месте с более чем 70%. За совершенно уже нереальными более 80 и 90% Греции и Югославии. (Поскольку в этих странах иноземный диктат оккупантов достал всех до такой степени, что против них поднялись даже местные фашисты, не говоря про всех других!..). И, право, было бы славно увидеть этот победный фильм потом ещё раз, на тв, или в кино к какой-нибудь победной дате!..
Юлия ЛОМОВА-УСТЮГОВА