Все новости
КИНОМАН
8 Октября 2019, 16:01

“Джокер”: всем уже не смешно

Триумфатор прошедшего Венецианского кинофестиваля. Главный приз «Золотой Лев». Возможный номинант на премию «Оскар». Исполнитель главной роли – Хоакин Феникс, похудевший для роли на 24 килограмма. Безумный восторг и обвинения в жестокости. Все это и не только – фильм Тодда Филлипса «Джокер», вышедший в мировой прокат.

Фильм начинается с того, что главный герой, наносивший себе на лицо грим перед зеркалом, растягивает свой рот до улыбки пальцами и из глаза течет слеза, размывая свеженанесенную на лицо краску. Добро пожаловать в мир, где никто не улыбается! И это не только гипотетический Готэм, а весь наш мир, погрязший в нечистотах, погони за деньгами и тотальной ненависти ко всем вокруг. Ставит ли «Джокер» диагноз нашему обществу? И да, и нет.
Попробуем разобраться, почему «Джокер» появился именно сейчас и что может произойти дальше.
Надо сказать, что фильм не имеет крепкой привязки к героям популярных комиксов и сморится как совершенно полноценный фильм, отдаленный от вселенной супергероев. Это попытка показать бэкграунд самого харизматичного антигероя, знакомого еще со времен «Темного рыцаря». Готовьтесь к тому, что зрелище будет неимоверно тяжелое, мрачное, депрессивное, без единого луча света, без громких шуток и серии оглушительных взрывов. Здесь все гремит внутри, и если у зрителя произойдет инсайт – это может означать максимальную степень прочувствования фильма. Так случилось и у меня.
Фантастическая, немыслимая игра (здесь можно придумать кучу эпитетов и даже их будет мало) Хоакина Феникса, которая протащила меня через весь фильм, вызвав внутренний тремор, не отпускающий долгое время после просмотра, – вызывает фееричный восторг. По сути, это бенефис Хоакина и, может быть, роль всей его жизни (хотя, конечно, он это не принимает и отказывается признавать). На эту игру можно смотреть вечность: величайшая проработка персонажа, безумное внутреннее варево, нездоровый смех и злостный блеск в глазах. Джокер в момент его появления, пока еще не в полной проявке, таким образом балансирующий между реальным персонажем Артуром Флэком – психически нездоровым неудачником, мечтающим о карьере стендап-комика, потому что, «должен нести свет и радость». Но оказывается, что все это не нужно обществу. А что приходит взамен радости, вы знаете сами.
Интересна трансформация и режиссера Тодда Филлипса, до этого снимающего, в основном, комедии (из известных – «Мальчишник в Вегасе»), вдруг заявившего о «смерти комедии», в котором виновато само общество, т.к. теперь невозможно шутить, не думая о том, не оскорбит ли это кого-нибудь. Действительно, нам стало как-то сильно не смешно. И Тодд Филлипс показал максимально мрачный мир, где поначалу светлым пятном в клоунском одеянии крутится будущий монстр Джокера, будучи через несколько минут избитым в подворотне. Есть ли в этом полное разочарование самого режиссера, спустившего всех собак и гнев на окружающий мир – вполне возможно, ведь эта темная сторона и есть превалирующая часть картины, без оглядки на другую, более светлую.
Сон разума рождает чудовищ, а общество их культивирует. Что нормально, что нет, смешно или не смешно – решает оно. Общество и система порождает гомункулов, готовых в любой момент опрокинуть этот мир на самого себя. В чем отличительная черта трикстеров, коим и является Джокер? Это переиначивание ситуации, намеренные противоправные действия, часто ведущие, наоборот, к позитивным результатам. Но здесь нет абсолютного зла и добра. Ситуация загнанной в угол крысы, которая начинает яростно огрызаться, побуждая все остальное окружение поступать точно также. «Со мной что-то не так или мир сошел с ума?» – фраза героя, брошенная психиатру в начале фильма. Хочется ответить, что и то, и другое, но не все так просто. Система тоже хорошо постаралась, перетерев героя в своих жерновах и выкинув на обочину. Здесь высокие люди, прикрываясь благими идеями, оказываются неспособны помочь обыкновенным людям, засовывая их в муравейник, где уж они выживают, как могут.
Не зря этого фильма многие боятся: содержит он просто разрушительную силу. Это и сама роль, которая когда-то погубила Хита Леджера, но и состояние мира на грани критической точки. Насилие становится повсеместным, поднимаясь все выше и выше. Здесь уже нет места любви, смеху, радости. Одна беспросветная ненависть. Больше, и больше, и больше… Фильм – запрос общества извне, его зеркало. Скорее предупреждение, чем призыв к действию. Катастрофа неминуема, особенно, когда мир перестал воспринимать шутки. Мир тотально серьезен и не принимает улыбающегося лица. Если подумать над этим, становится действительно страшно. Артур Флэк дошел до критической точки, став Джокером. Когда мир дойдет до него, чем обратится он?
После первого просмотра даже не знаю, о чем конкретно этот фильм: о несчастном маленьком человеке, о бесчувственном обществе, о нормах морали, о разрушении… Сложно уложить лавину эмоций от просмотра в этот небольшой текст. Фильм потрясает, уничтожает, наваливается всем кинематографическим телом, не дает продохнуть. Сильная картина, которую не каждый может выдержать. Потрясающий Хоакин Феникс. Пробирающая до костей музыка. Заслуженный приз Венецианского фестиваля. Фильм – трикстер. Фильм – предупреждение. Смотреть на свой страх и риск, ведь Джокер во всей своей красе и ужасе, показывающий всем нам, кто мы такие на самом деле.
Егор ОКУНЕВ