Челябинский рок-н-ролл. Да, именно так. Челябинцы и на книжке «Пятая власть» написали — Антология челябинской рок-н-ролльной поэзии. Мы-то привыкли, что у нас русский рок: в Уфе — рок, в Питере — рок, в Свердловске — рок. А вот в Челябинске, как составитель Роман Грибанов пишет — «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий и неудач — ты один мне поддержка и опора — рок-н-ролл на русском языке».
И да, действительно очень хорошая психологическая и энергетическая поддержка, поняла я, побывав на уфимском концерте Гарри Ананасова, музыканта и автора песен из близкого нам города по ту сторону Уральского хребта. Там и книжку приобрела. Про концерт мне написал замечательный поэт Никита Поповский еще давно.
И второго декабря 2023 года в Уфе был двухчасовой концерт Гарри Ананасова.
Я делала трансляцию в ВК, делюсь:
Первая часть концерта здесь https://vk.com/video121119549_456240341
Вторая часть концерта Гарри Ананасова в Уфе была особенно зажигательной, здесь https://vk.com/video121119549_456240342
У Гарри хорошие связи с уфимскими музыкантами и туристами (он ходил с ними на сплав) – Нимфея в составе акустического дуэта открывала первое отделение, а МиссЭнжи – второе. Песни этих дивных уфимских девушек я сняла на видео и выложила отдельно.
После концерта вся толпа туристов и музыкантов ломанулась фотографироваться с Гарри. Это было такое душевное братание. Сам Гарри человек весёлый и демократичный, даже предлагал выступить мне со стихами, и всем желающим. Но я себя ограничила и просто впитывала прекрасную атмосферу, и даже танцевала, как и все в Компас-пабе. Удивительный позитивный ананасовый «драйв» словно откупорил пробку в уфимской, обычно строгой и зажатой, публике.
Особенно мне зашли две песни, я их дома теперь переслушиваю в разных вариантах – «По цехам» https://www.youtube.com/watch?v=s7D52R0f-2Q
и «Погасите в аэропорту свет»
Немного поговорила с Гарри. О том, как и кем был и почему достиг «просветления» и такая радостная у него внутренняя суть музыки. Думаю, что подростковый бунт «не согласный я с ними обоими/всеми» хорош в 16. Если тебе в возрасте за 40 так и не нашлось ЗА что жить, а не против чего — то получится кризис русского рока. И вот когда большинство музыкантов ощутили этот кризис, Гарри вернулся или окончательно переселился на сцену.
Я спрашиваю:
— Как дошел до жизни такой с песнями, с плясками? (Пляски были у нас, зрителей, песни у него.)
Гарри замечает с улыбкой: — Жаркие гавайские танцы!
— Да, просто зажгли зал. Расскажите, где вы учились? Как вы научились играть на гитаре и писать песни? Почему стали петь свои песни по всей стране и делаете это до сих пор?
Гарри Ананасов: — Я со школьных лет, лет с 14, увлекся рок-н-роллом, когда всё это стало доступно более-менее. После перестройки начались эти движухи — Ленинградский рок-клуб и всё остальные. Всё, что было доступно на кассетах, бобинах, виниловых пластинках мы слушали.
И как-то я тоже захотел во всём этом участвовать. Посмотрел фильм «Взломщик» с Константином Кинчевым. Потом к нам в Челябинск приехала его группа «Алиса». Это и была, наверное, отправная точка. Это был 88 год или 89?
Создали свой ансамбль школьный, что «в каморке за актовым залом». Школьные товарищи уже не играют давно — у них «так, в молодости было увлечение». А я как-то надолго остался в игре, можно сказать, в теме.
Потом учился на филфаке, на отделении журналистики. Плюс ещё у меня была такая организаторская стезя — со школьных лет я занимался культмассовыми штуками, дискотеки устраивал. Как-то вокруг меня всё вертелось и аккумулировалось. Не без внимания был. Мы все рок-клубы создавали сами себе, нас никто не приглашал, это было безвременье 90-х. Ну и песни писаться начали. Никому мы, молодые люди с гитарами были не нужны. Ну и как-то объединялись, искали единомышленников. А тогда, можете вспомнить, не то, что мобильные, обычные телефоны не у всех были. Но как-то встречались. И сообщество челябинское рок-н-ролльное возникло — до сих пор дружим с кем-то, к сожалению, кого-то уже нет, кто-то в других сферах. Воспоминания, они греют.
А песни стали писаться нормальные — на мой взгляд, в современном понимании — где-то после 25 лет, когда какой-то этап жизненный был прожит, что-то в голове повернулось там, ну и понеслось! Самое страшное, что мне нравится заниматься этим до сих пор.
— А уж как вашим зрителям нравится. Вот я, собственно, беру интервью, чтобы количество ваших зрителей увеличить, когда вы приедете в Уфу еще раз.
— Да, конечно, приедем. Мы с группой приедем, надеюсь, группу возить дорого. Езжу много с акустикой, один. Я скажу так, мне совершенно необидно играть и для пяти человек, и для 10 — а такое тоже бывает. Потому что меня никто не раскручивал. Я не участвовал ни на Нашествии, ни на «Нашем радио», ни на каких других радиостанциях. У меня не было каких-то покровителей. Я всё делаю своими руками. Кого-то крутили по радио, кто-то записал дуэты со звёздами — они тоже играют в тех же клубах, что и я, ну собирают на 10 человек больше. Вот им надо задуматься, как дело обстоит. А я вот такой вот с Челябинска — езжу по всей стране. Во Владивостоке был. В прошлом году ездил от Калининграда до Владика — также небольшие клубы, пространства. Это всё интересно. И вот это какой-то багаж, внутреннее наполнение. Это не «за ради денег». Деньги можно заработать более прозаическим способом и гораздо быстрее. У меня в Челябинске существовала фирма — концертное агентство «Урал Стейт Интертеймент». Мы привозили на гастроли «Король и Шут» «Пикник», «Алису», «ДДТ» и прочие, прочие группы. То есть с одного концерта были заработки, что можно не работать год, ну, я параллельно играл как-то. И вот всё-таки меня эта волна вынесла — я не стал законченным барыгой от шоу-бизнеса, хотя я умею все это делать. Не для этого я создан.
— Бари Алибасовым не стали, а стали Гарри Ананасовым.
— Ну, типа, да. Это меня друзья окрестили. Я не вижу ничего плохого в зарабатывании денег. Я с 2000 года возил артистов — первая группа «Король и Шут» и погнали. И по 2015 мы в Челябинске держали монополию на весь рок. Потом мне это всё обрыдло, надоело. Был достаточно болезненный период, когда я совмещал всё это дело — бизнес и музыку. Потом я плюнул на этот бизнес. Меня выжигать начало изнутри, уже мне неинтересно стало. Надоело просто. Со всеми выпивал, со всеми дружил. С Горшенёвым, старшим, младшим. Они дома бывали у меня в гостях… В общем, я всё взял, что мне надо, затянул пояс потуже и поехал в Сибирь. И вот так накатал за определенное время свою аудиторию. Мне очень радостно, что кому-то мои песни нравятся. Для артиста самое главное — это внимание публики и осознание того, что ты кому-то нужен. Это ни с чем не сравнимое чувство. А деньги, они, конечно, если дано — то приложатся. Мне вот хватает. Но я записываю альбомы. Это достаточно дорого. Играю в кубышку — вы вот купили книжку, я не пропью всё тут в кабаке, а запишу песню.
— Вы живете из будущего. Такой тип рациональности. Вешки в будущем — и осознанно идти по направлению к ним. Поэтому вы живете по направлению к следующей пластинке, к следующей книжке. Я бы очень хотела ваши байки увидеть в книге.
— У меня есть 10 рассказов или больше уже. Я вам скину.
— Мне будет очень интересно прочесть. На концерте эти истории прозвучали замечательно. И у нас в «Истоках» есть юмористическая рубрика «Забор». Если что, смешные вещи приветствуются.
— Кое-какие моменты относительно наших звёзд и артистов, которых возил я, конечно, изменю. Люди посмотрят на изнанку, на подоплёку шоу-бизнеса, но это будут не сплетни.
— Впрямую не пишите, не нужно. Если соль есть в байке — она же не в фамилии, а в характере и ситуации. Иногда вот думаешь, кто-то сочиняет анекдот, а он оказывается правдой.
Могу сказать, Гарри, — спасибо за концерт, за умение видеть в жизни все цвета, окрашивать мир в такой тёплой манере. Жизнь ли это рабочего в цеху или ситуация апокалипсиса опустевшего мегаполиса — уходя из года последним, выключите свет в аэропорту. Это внутренняя забота парадоксальным образом выражается через песни.
Гарри Ананасов явно знает о жизни в будущем что-то другое, чем усталый старый русский рок. Ананасовый позитив в эту зиму, в этом мире своих слушателей и зрителей найдёт, присоединяйтесь на будущих концертах во всех городах страны.