Все новости
СОБЕСЕДНИК
16 Января 2023, 13:52

Кирилл Попов: призвание художника – нести в массы свет!

Время Рождественского сочельника и Рождества издавна является самым народным праздником. Празднование Рождества связано со множеством традиций, которые уходят своими корнями в прошлое. И хотя бурный поток истории в прошлом веке в нашей стране уничтожил многие из них, сейчас они возрождаются. Последние несколько десятилетий многие стали проявлять большой интерес к своей истории, культуре, традициям своей народности.

В конце декабря в творческом пространстве Арт-квадрат прошёл фестиваль «Рождественские встречи». Организатором проекта является Азамат Данилович Хасаншин, заслуженный деятель искусств, композитор, кандидат искусствоведения, основатель джазовой кафедры Уфимского государственного института искусств.

Так, 23 декабря состоялся Рождественский сочельник и концерт «Два мастера – два мира». В программе прозвучала музыка Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телемана. Программа концерта, состоявшегося 24 декабря, представила настоящее европейское Рождество! Для уфимцев и гостей города выступили приглашенные гости из Екатеринбурга – оперный исполнитель Кирилл Попов – участник вокального конкурса «Опералия» и Тимофей Антропов, лауреат Международных конкурсов пианистов в Италии и Румынии. А 25 декабря состоялся кроссовер-проект: путешествие в волшебный мир этнических корней русских рождественских народно-славянских колядок, испанских рождественских гимнов и американских мюзиклов.

По завершении мероприятия мы побеседовали с Кириллом Поповым – оперным певцом, членом Союза театральных деятелей РФ, лауреатом Международных конкурсов «Романсиада-99» (Москва, канал КУЛЬТУРА), оперного конкурса Ирины Богачевой «Санкт-Петербург», стипендиатом Министерства культуры Свердловской области (2022), руководителем секции «Культура», «Духовное возрождение» Свердловского регионального отделения Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы МАНЭБ.

– Кирилл Александрович, расскажите о своей творческой биографии и наиболее значимых выступлениях.

– Я окончил Уральский федеральный университет (химфак), Уральскую Государственную консерваторию им. М. Мусоргского по специальности артист-вокалист, вокальный педагог, класс профессора Н. Голышева. Несколько лет я занимался в оперном Центре Галины Вишневской. В 2001 в г. Вашингтоне участвовал в легендарной «Опералии» Пласидо Доминго. Работал в Московском академическом музыкальном театре им. К. Станиславского и Вл. Немировича – Данченко, в музыкальном театре Республики Карелия. Мои сольные концерты проходили в Свердловской, Национальной Кыргызской филармониях (Екатеринбург, Бишкек), Петербург-концерте, Российских центрах науки и культуры в Праге, Риме, в Карловых Варах и др. Принимал участие во многих значимых проектах, таких, как Посольские вечера в Царицыно (Москва, вечер Мексики, представленный Посольством Мексики в РФ в 2019 году), участвовал в международном культурном форуме Санкт-Петербурга в 2017–2018 годах, где представлял доклады на тему вокальной педагогики и межкультурной коммуникации со своим музыкальным исполнением, по приглашению Посольства Мексики обеспечивал музыкальную часть фестиваля-форума «Дни Мексики в Свердловской области» и других.

– Вы не впервые выступаете в Уфе, поделитесь впечатлением о нашей столице, об уфимском зрителе.

– Уфимский слушатель всегда отличался высоким уровнем эмпатии, чутким внимательным отношением к озвученному на сцене материалу. Высоким градусом интеллекта. Мне приятно посещать этот гостеприимный город с самобытной историей.

– Расскажите о репертуаре программы вечера, по какому принципу были выбраны композиции для вступления?

– При выборе произведений для концертной программы упор делался на взаимодействие культур разных стран. Этим хотелось подчеркнуть силу такого направления искусства как музыка. На мой взгляд, именно это направление искусства является мощнейшим звеном, соединяющим воедино временные отрезки и разные точки нашей большой единой планеты. В концертной программе прозвучала музыка эпохи просвещения, это часть программы, представленной в проекте «Посольские вечера» в Царицыно в 2019 году. Также была представлена музыка эпохи барокко на стыке с классицизмом. В концертной программе прозвучал В.А. Моцарт – ария из оперы «Свадьбы Фигаро», звучал и яркий представитель эпохи барокко – Г.Ф. Гендель – ария «Воздать за кровь», «Баллада Томского» из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского на пушкинский сюжет об эпохе просвещения екатерининского времени, мимическая сцена из оперы «Орфей» Глюка в исполнении Тимофея Антропова. Яркой лептой вечера, на мой взгляд, стало "каноническое" произведение Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта мелодия имеет большую значимость в России – ее выбивали куранты до революции. После революции композиция стала гимном белой эмиграции. Что интересно, мелодия после сочинения перекочевала в Европу. В Германии на неё был написан текст. И сейчас она звучит в Германии немного в иной подаче и с другими словами. На мой взгляд, этот факт является ярким примером взаимного проникновения культур.

– Поговорим о взаимном проникновении культур подробнее. Вы являетесь куратором выставок итальянского художника Мелькиорре Наполитано в России. С чего началось взаимодействие с изобразительным искусством Италии?

– Экспозиция стартовала в рамках фестиваля «Дни Италии на Урале». Изначально фестиваль был основан в 2013 году. Взаимодействие с художниками Италии началось в г. Петрозаводске, во время моей работы в музыкальном театре Республики Карелия, куда приезжали итальянские дирижёры, которые работали с нами как с артистами. Позднее я начал осуществлять свои проекты и пригласил итальянских дирижёров, камерных композиторов в сформированную творческую команду. В русской культуре много пересечений и взаимодействий с Италией. Итальянские композиторы изначально вдохновлялись русскими композиторами – Чайковским, Глинкой. В свою очередь, Дмитрий Бортнянский был учеником итальянского композитора Бальдассаре Галуппи. Итальянские композиторы, в частотности Галуппи, создавали музыку для русской православной церкви. Много «точек пресечения», таких как произношение, стиль. Я сам имею итальянские корни. В 2012 году сам Мельхиоре Наполитане предложил мне курировать работы на территории России при содействии итальянского института культуры. Данный проект осуществляется в рамках сохранения и поддержания межкультурной коммуникации с творческим сообществом Италии. Один из проектов этого фестиваля вошел в официальную программу перекрестного года Россия – Италия, получил патронат Итальянского института культуры в Москве. В 2009–2020 годах выставки прошли в Москве, в Галерее искусства Зураба Церетели, Российской Академии художеств и других выставочных залах столицы. Также в городах России – в Екатеринбургском художественном музее, в Красноярском художественном центре, в Иркутском художественном музее – в 2011 году. В рамках проекта «Арт – Пермь», выставка состоялась в ходе арт-ярмарки, в 2020 году работы итальянского художника экспонировались в Галерее Бирского филиала Уфимского университета науки и техники (бывшего БашГУ), а также в нескольких художественных музеях крупных городов России. В 2013 году работы Наполитано были представлены в Италии на Венецианской биеннале. В 2020 году художник участвовал в биеннале в составе международного коллектива деятелей искусства. Замечательно, что с 1966 года художник является участником многочисленных художественных выставок по всему миру. Наша страна не исключение и это, безусловно, большая честь. 24 декабря при поддержке регионального отделения Творческого союза художников России в Республике Башкортостан состоялось открытие выставки художника под названием «Происхождение материи», представленной в выставочном зале Уфимской детской школы искусств имени В.Н. Пегова. Выставка продлится до 24 января.

– Кирилл Александрович, каковы пути наиболее эффективного донесения высокого искусства для подрастающего поколения «эпохи гаджетов»? Каким образом можно оторвать ребёнка от пресловутой социальной сети и мотивировать к изучению классики?

– На мой взгляд, ребёнку необходимо давать выбор, альтернативу. К примеру, произведения, представление в экспозиции «Происхождение материи» являются базисом для формирования предпочтений и творческих инициатив как признанных художников, так и поколения юных новаторов в сфере изобразительного искусства. Аналогично и с музыкой – основным «двигателем» в этой сфере, безусловно, являются родители и педагоги. Знакомство с камерной музыкой начинается с примера, подаваемого старшими в семье. Если ребёнок растет в атмосфере любви к классической музыке, в доме, где звучит Бах, Моцарт, Шопен, у него просто не останется шансов не полюбить великое рано или поздно.

– Кому из великих композиторов в большей степени отдаёте предпочтение вы лично?

– Сложно ответить однозначно. Композиторов очень много. Я очень люблю музыку Иоганна Себастьяна Баха.

– Проекты, созданные Вами, имеют различную тематику. Сложно ли совмещать различные виды деятельности?

– Совмещать организаторскую работу и исполнительское мастерство сложная филигранная работа, требующая больших душевных и физических сил. По первому образованию я химик. Когда-то занимался ювелирным делом, а сейчас активно занимаюсь художественным фото и готовлю персональную выставку. В мире все переплетено, и это прекрасная закономерность. Ломоносов, как известно, писал стихи. Наполитане совмещает занятия архитектурой и живопись. Комплексное мышление очень важно для творческого человека.

– Расскажите о наиболее значимых проектах, курируемых вами.

– Это и национальные культуры (песни Мексики и Латинской Америки, музыка Италии, русская народная песня), и исторические программы, и посвящения великим исполнителям (например, концерт в честь 150-летия Ф. Шаляпина, или программа по эпохе Екатерины второй). В проектах приняли участие коллективы Екатеринбурга – камерные оркестры и ансамбли (оркестры «СОЗВУЧИЕ», «HARMONIA CAELESTIS», Мандолины Екатеринбурга и др.) Были приглашены артисты из Санкт-Петербурга, Италии (дирижер, пианист), солисты Екатеринбургского театра оперы и балета, Свердловской музкомедии, артисты драмы, клуб исторического танца. Курирую выставку Наполитано в рамках фестиваля.

– На ваш взгляд, в чем истинное призвание художника?

– Призвание художника заключается в том, чтобы убрать ненужные страсти из своего сознания. Художник должен нести в массы свет!

Автор:Беседу вела Ольга ЖУРАВЛЕВА
Читайте нас в