Все новости
СОБЕСЕДНИК
14 Декабря 2021, 15:00

Как рождалась башкирская миниатюра!

Сегодня гость редакции – художник, преподаватель высшей категории, победитель Всероссийского конкурса «Мастер – золотые руки», обладатель бронзовых медалей ВДНХ СССР, основатель Башкирской лаковой миниатюрной живописи Юлия Михайловна Баева.

В настоящее время она обучает рисунку и живописи детей 5-11 лет в изостудии «Рифей» Городского центра туризма краеведения и экскурсий «Комета» города Уфы.

В этом году Юлия Михайловна отмечает свой юбилей. В связи с этим Российский Национальный фонд «Общественное признание» наградил её медалью «За заслуги в культуре и искусстве». Это дало повод задать ей несколько вопросов.

– Юля Михайловна, перед беседой от Ваших коллег я узнал, что вы не коренная уфимка. Можно ли озвучить историю Вашего появления в Башкирии.

– Совершенно верно, я с Русского севера, выросла на Двине, месте, где живет наш российский Дедушка Мороз. Это небольшой городок на впадении в Двину реки Вычегды. Называется он Котлас, что с финско-угорского обозначает «стрелка». Место историческое, бывший Устюгский уезд, а теперь это юг Архангельской области. Районный город, куда входит и город Сольвычегодск, родовое гнездо князей Строгоновых. Бывшие поморские крестьяне получили этот титул за особые заслуги перед Отечеством. Суровый край, суровые нравы, место лагерей и ссылок. Отец мой родом из этих мест, а мама из Севастополя. Судьба свела их в конце войны в Германии. Родилась я на Украине, затем был Кавказ, а потом отец увез свою семью к себе на родину.

– Как рано почувствовали в себе способности к творчеству?

– С детства увлекалась рисованием и рукоделием. Мама всячески поддерживала меня. В те времена было не до культурных развлечений, в городе не было ни одной художественной школы, а мне так хотелось там учиться, и когда в городе открыли педучилище с художественно-графическим отделением, мама, конечно же, посоветовала туда поступать. Четыре года пролетели быстро. Мы были вторым набором в истории училища и закончили его в 1970 году. С подружкой поехали поступать в вуз в Ленинград. Наивные девочки. Все места заранее в Академии художеств были распределены. Хотя после нас выпускники училища туда поступали.

Начались трудовые будни учителя черчения и рисования в школе № 11 поселка Коряжма. Сегодня это уже давно город. Вид был такой, что меня часто путали с ученицей школы. Коллектив учителей был взрослый и очень внимательно ко мне относился. С дисциплиной у моих ребятишек были проблемы, но они меня оправдывали: «Дело в том, что Юлия Михайловна не умеет ругаться!». Так и не научилась этому до сих пор. Но авторитет у меня среди детей все-таки был. Им очень нравилось, когда я чертила или рисовала на доске. Пытались подражать. Работа нравилась, но была обыденной, а тяга к знаниям осталась, хотелось дальше учиться, развиваться и через два года поехала в Москву и поступила на дневное отделение Московского технологического института. Мечтала стать модельером, а стала художником декоративно-прикладного искусства по специальности «Художественная роспись и лаковая миниатюра».

Замечательная была московская студенческая пора. Жила я на Комсомольском проспекте у моей однокурсницы. Занятия, музеи, летние практики. Мы объездили почти все российские промыслы: Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино, Городец, Хохлома, Загорск. Многому учились прямо у мастеров. Воспитывались мы на традициях народного искусства, а это не сковывает фантазию, а наоборот развивает. Мои некоторые однокурсники теперь Народные художники России, даже есть признанные во всем мире. Мне досталась другая судьба. Я получила направление на художественное объединение «Агидель».

– В Башкирию?

– Совершенно верно. Так, летним, теплым вечером, в августе 1977 года я появилась в Уфе. Пыталась устроиться в гостиницу, но ничего не получилось, мест не было. Какой-то носильщик одолжил мне старенькую фуфайку. На ней я и переночевала на вокзале. Утром, с пересадками добралась до «Агидели». Дорогу мне подсказала какая-то девушка, а потом она стала моей ученицей. Это была Ирина Добровольцева. Нужно было организовать производство лаковой миниатюры. Началось это с подготовки кадров. Я набрала группу желающих девушек из цеха художественной росписи. Вот это мои «первые ласточки» башкирской миниатюры: Света Шамаева (сейчас член Союза художников России, живописец), Света Богатикова (закончила Чебоксарский педагогический институт, живет в Италии), Добровольцева Ирина (закончила искусствоведческое отделение Свердловского университета), Кутлуева Зимфира (кандидат педагогических наук, живет в Москве), Гильмутдинова Светлана (мастер иконописи).

Все они состоялись как личности, вырастили детей, есть внуки. А тогда мы просто учились. Осваивали технологию живописи, даже на стажировку ездили в Федоскино. Позже к группе присоединились выпускники Уфимского училища искусств Юлия Тимофеевича Игнатьева: Злобина Мила, Габидуллина Дина, Калабухова Татьяна, Лиля Юмагужина. С нами занимался известный искусствовед Коромыслов Б.И. и художники Научно-исследовательского института художественной промышленности. Ездили в Москву, посещали там выставки, музеи, слушали лекции. На «Агидели» была неплохая библиотека и Ким Фаизович, её заведующий, приглашал лекторов из общества «Знание». Приезжали сотрудники Третьяковской галереи, Русского музея из Ленинграда. Произошел один интересный случай. Моя подруга Лена прислала мне из Мурманска на 8 Марта в подарок книгу «Русские прялки» Н.В. Мальцева. Так вот, автор этой книги к нам приехал с лекцией. Девчонки с ним так подружились и даже были в гостях у него в Ленинграде.

На базе башкирского художественного объединения «Агидель» был открыт филиал Московского художественно-промышленного училища им. Калинина. Мы сделали несколько выпусков. Учились вечерами уже взрослые люди. Я думаю, из них получились отличные художники и руководители предприятий.

С нами работала и Альмира Гайнулловна Янбухтина. Пытались найти свой художественный стиль в миниатюре. Очень удачно получилось в орнаментальном направлении. Я даже получила за это бронзовую медаль ВДНХ СССР. «Агидель» была на взлёте. За художественную роспись мастера завоевали золотую медаль Лейпцигской ярмарки.

– И все-таки, можно это считать годом рождения лаковой миниатюры в Башкирии? И на каком уровне она сегодня?

– Давайте рассуждать так. Предприятие «Агидель» возникло в 1963 году как сувенирная фабрика, в 1965 году объединила несколько уфимских артелей художественных промыслов, работавших до этого в системе бытового обслуживания. Основной продукцией являлись деревянные резные и тканые изделия, вышивки и аппликации с башкирским орнаментом или на фольклорные сюжеты. С 1977 года осваивается новое производство художественных изделий из папье-маше и дерева. В 1980 году открылся цех лаковой миниатюры. С технологами долго трудились над получением лаковой отделки изделий. Теперь это лучшая отделка из всех лаковых производств в России. Создали участок изготовления полуфабрикатов из папье-маше. В 1970–1980-е гг. на всесоюзных и международных выставках народных художественных промыслов художники предприятия были награждены многочисленными медалями, включая золотые. В начале 1990-х гг. предприятие получило статус акционерного общества, но в начале 2000-х гг. возвращено в государственную собственность. Только вот с художественным стилем сюжетных композиций, по моему мнению, сегодня мы отступили. Политика нынешнего руководства «Агидели» не компетентна в этом, предприятию нужна выгода, а хорошая миниатюра – дело тонкое и творческое. Должна быть очень хорошая школа рисования, плюс талант или хотя бы способности. Быстро этому не научишься. Поэтому здесь большой вопрос.

– Вернемся к Вашему творческому пути.

– Моя история жизни продолжалась. Появились дети, и я перевелась преподавателем в профессиональное училище № 155. Именно здесь готовили кадры для «Агидели». Под руководством директора училища Людмилы Владимировны Крыловой, преподаватели создали новые авторские программы по всем предметам. Кураторами нашей работы были В.Э. Штейнберг, С.Н. Семёнов. Участвуя во Всероссийском конкурсе системы профтехобразования, я получила звание «Мастер – золотые руки» и даже была призёром юбилейного конкурса.

Затем был факультет технологии, дизайна и изобразительного искусства филиала Московского государственного университета им. М.А. Шолохова. В должности старшего преподавателя я здесь проработала более 12 лет до его закрытия. Преподавала студентам ДПИ – рисунок, живопись. Благодаря нашему директору В.Я. Бабенко, у нас были замечательные мастерские, выставочный зал «Рифей». Здесь мы показывали работы студентов, выпускников, преподавателей. Была даже такая номинация «Учитель и его ученики». В ней участвовали: Сайкина Нина Николаевна, Егорова Любовь Вячеславовна, Деркач Вера Георгиевна, Эделев Александр Викторович, Виктор Иванов.

Так получилось по жизни, что у меня мало творческих работ, но я нашла возможность реализоваться как художник в своих учениках, которым я дарила свои знания, умения и фантазию. Спасибо, что они у меня были и есть.

– Спасибо за беседу, желаю Вам дальнейших творческих успехов, пытливых и талантливых учеников, ярких красок и счастливых эмоций, доброго здоровья и еще долгие, долгие годы быть на волне неиссякаемого вдохновения!

Автор:Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас: