Современная действительность диктует свои правила: смелые, дерзкие таланты поддерживают друг друга и вместе прокладывают дорогу к мечте. Иногда отсутствие должной поддержки может стать причиной гибели дарования, но это не значит, что свет совсем угаснет. Творческие стремления всегда найдут выход в самых неожиданных формах. Об особенностях музыкального творчества молодежи с нами беседовала Гульнара Байгузина – блогер, музыкант, автор и исполнитель собственных песен, участник всероссийских конкурсов и просто замечательный человек.
Интервьюер: Гульнара, ты – композитор, автор и исполнитель своих песен. Твоим постоянным спутником является гитара. Где ты научилась играть? Откуда такая любовь к музыке?
Гульнара Байгузина: Любовь к музыке у меня с самого детства. Ещё ребёнком я часто устраивала родителям музыкальные концерты, пела в скакалку – она ассоциировалась у меня со шнуровым микрофоном. Наверное, с тех пор у меня появилась тяга к музыке, потребность погружаться в неё и отдаваться всеми силами, чтобы покорить публику результатом. С семи лет я выступаю на большой сцене, на городских и республиканских площадках. Мне кажется, музыка всегда была со мной и воплощалась во всех моих увлечениях и стремлениях. Поэтому творчество рано или поздно привлекло бы меня, сами понимаете.
И: А где ты научилась играть? Есть ли у тебя музыкальное образование?
Г: Музыкального образования у меня нет. Все, что я умею – это результат моих желаний и творческого интереса. В 10 лет я внезапно захотела гитару. Когда она наконец-то оказалась в моих руках, то я поняла, что все не так уж и просто: пальцы непривычно болели, не хотелось учить какие-то сложные аккорды, и т. д. Но желание аккомпанировать себе победило. Я вообще очень рада, что сегодня можно научиться чему угодно самостоятельно: просто заходишь в Интернет – и готово! Примерно так я научилась играть на гитаре: с помощью гугла и запросов «аккордов к любимым песням». По сей день оттачиваю свои навыки с помощью YouTube и других музыкальных блогеров.
И: А какую роль в этом сыграли родители? Как они вообще относятся к твоим увлечениям. Ведь ты все время куда-то уезжаешь с выступлениями. Как родители это переносят?
Г: Я рада тому, что родители всегда меня поддерживали. Собственно, они продолжают это делать до сих пор. В глубине души я понимаю, что они отпускают меня на разные конкурсы скрепя сердце, так как очень переживают. Но я всегда стараюсь обрадовать их призовыми местами и какими-то новыми достижениями, чтобы доказать, что я действительно смогу добиться успехов в творчестве.
И: А как же личное время? Что-то вообще остаётся у тебя? Насколько мне известно, ты очень занятой человек. Родители не переживают, что ты уходишь в омут дел с головой?
Г: Честно говоря, я страдаю синдромом отличника, поэтому часто могу надолго засесть за тетрадями и домашкой, а выйти из-за стола только глубокой ночью! Так происходит и с музыкой: пока не допишу песню или не запишу кавер, ни за что не переключусь на другое дело. Родители это часто замечают.
Я стараюсь правильно расставлять приоритеты и держать все дедлайны под контролем. Сейчас все свободное время уделяется записи моего дебютного альбома, так что выходные провожу за песнями или в студии. Отдохну на каникулах (наверное). Ничегонеделанье тоже очень быстро наскучивает.
И: Тогда почему новые песни не выходят так часто? Что-то вы темните.
Г: А сейчас вы затронули больную тему. Соглашусь, что мои релизы – дело редкое, и это меня страшно расстраивает. Для того, чтобы решиться выпускать первый сингл, мне нужна была смелость. После «Города» был перерыв, так как я не понимала, что должна делать дальше, тем более пандемия нарушила весь покой. А после выхода «Лета» я поняла, что начинаю очень много задумываться над звучанием песни. Это, к сожалению, не так просто: прийти на студию, записать новый трек и выпустить. За созданием песни стоит большая работа со звукорежиссёром, поиск стиля, сведение, мастеринг, большое внимание уделяю вокалу перед записью. Вот так и получается, что время релиза растягивается. Но с альбомом тянуть точно не буду – думаю, он выйдет уже в январе.
И: Но, вот, относительно недавно у тебя вышла новая песня – "Самолёты". И хотя лично мой фаворит – это "Город", расскажи, как писалась песня? Что тебя вдохновило?
Г: «Самолёты» – трек, который вообще лежал у меня в столе, я совсем не планировала его выпускать! Но Тик-Ток и внезапная популярность припева заставили меня усомниться в моих намерениях. Так всегда бывает: когда считаешь что-то недостаточно хорошим, появляется человек, который видит в этом потенциал. Релиз понравился многим, люди оценили разницу в звучании между прошлыми двумя синглами и новым. Это меня радует, получился хороший эксперимент).
«Город» я написала три года назад, это вообще одна из моих первых песен. Был примерно май, я оканчивала школу: впереди куча неизвестностей, экзамены, новая жизнь. Мне кажется, у всех выпускников в этот момент «вырастают крылья» и появляется надежда на большие перемены. В таком настроении и родилась эта песня. И я невероятно горжусь тем, что именно «Город» стал моим дебютным синглом, и он так сильно полюбился слушателями.
И: Да вообще многие люди остаются на уровне простой самодеятельности. Но у тебя случилось иначе. Как произошёл качественный скачек к теле- интернет- формату? И... Какую роль в этом сыграл Леонид Агутин (ну я обязан был это спросить)?
Г: Когда я начала писать песни, люди все чаще стали замечать мое творчество. Безусловно, это было очень приятно! Постепенно росло внимание к моей творческой странице в Инстаграм, некоторые популярные артисты стали замечать мои каверы на их песни, делиться на своей странице. Так, в принципе произошло, и с Леонидом Николаевичем.
Я познакомилась с его творчеством благодаря проекту «Голос», с тех пор и являюсь большим поклонником как этой программы, так и творчества этого музыканта. Сначала я слушала песни и восторгалась его музыкой, стилем, потом стала записывать каверы и выкладывать их в Интернет. В какой-то момент Леонид Николаевич заметил это и стал чаще просматривать мои работы, а я была в шоке, что такой большой артист выделяет мое творчество. Безусловно, это огромная честь! Я очень ему благодарна за добрые слова и поддержку: однажды он разместил нашу фотографию и рассказал о моем творчестве. Затем я дважды победила в его конкурсе #КаверниАгутина (как раз совсем недавно заняла 2 место), и он снова сделал репост моих работ.
Очень благодарна за такую поддержку, ведь после его публикаций моя аудитория заметно возросла! Сейчас стараюсь продолжать работать медийно, так как это отличный опыт. Меня часто приглашают на утренние эфиры, где я с радостью пою свои песни. Когда чувствуешь такую поддержку, хочешь творить, не переставая!
И: Ты учувствовала в "Голосе"?
Г: Не-а.
И: Закономерный вопрос: а что помешало-то? Затушевалась, или просто посчитала это не нужным?
Г: Я думаю, что все впереди, и люди ещё успеют обо мне услышать, а также увидеть меня в телевизоре. А пока считаю, что мне нужно оттачивать свои навыки и усерднее работать именно над собственным материалом. Каверы – это хорошо, но я все-таки позиционирую себя как певицу, исполняющую свои собственные песни. Да и вы тоже заметили, что мои релизы – дело редкое. Надо исправляться!
И: Что мне нравится в твоих песнях, так это то, что в них какая-то светлая грустинка, что ли. Не лермонтовская тоска, а именно такая оптимистическая временная грустинка: как будто бы прощаешься с любимым человеком, но точно знаешь, что через недельку-две встретитесь снова. Как вообще рождаются у тебя такие тексты? Тяжело идёт лирика?
Г: Ой, мне так приятно! Знаете, когда люди трактуют твои песни по-своему и делятся своими мыслями, тогда я считаю, что двигаюсь в правильном направлении!
Вообще я определила своё направление как лирический акустик-поп. Это такие грустные песни, фундамент которых составляет гитара. Я вообще очень люблю помечтать, немного погрустить, и написать песню в грустном настроении мне довольно легко. Гораздо тяжелее написать что-то в мажоре. Я очень стараюсь разбить эту невидимую стену и создать что-нибудь легкое, веселое, такое позитивное! Кто знает, может быть однажды у меня получится это сделать.
И: Как-то это перекликается с классическими поэтами? Ведь не зря же ты студентка именно филологического факультета БашГУ. За этим что-то стоит?
Г: На филфак я поступила потому, что русский язык всегда был моей сильной стороной. В детстве я даже пыталась сочинять стихи, потом, когда начала писать песни, большое внимание уделяла именно текстам. Даже сейчас я очень трепетно отношусь ко всем музыкальным новинкам, так как текстовое сопровождение для меня очень важно! Так что филфак в каком-то смысле помогает мне лучше писать песни.
Я не могу выделить каких-то особенных для меня поэтов: у каждого великого писателя есть произведения, которые производят на меня большое впечатление. В какой-то степени близка лирика Эдуарда Асадова.
И: А какие предпочтения у тебя в музыке? Какая песня в последнее время, так сказать, «на повторе»?
Г: В последнее время я стараюсь слушать все подряд, все-таки быть в курсе всех музыкальных новинок очень важно. Из совсем свежих песен меня заинтересовал новый трек Ивана Дорна «тебе нема сьогоднi» (часто привлекает такое звучание). Уже полтора года являюсь большим фанатом Джейкоба Колльера – гениального молодого мультиинструменталиста из Британии. Его музыка может показаться какофонией, когда слушаешь впервые, но когда вслушиваешься, понимаешь, какое разнообразие звуков в этой музыке! Постепенно я ловлю себя на мысли, что наконец-то перестаю испытывать чувство, будто решаю уравнение, когда слушаю Джейкоба. Советую познакомиться с его творчеством просто ради интереса.
И: А как ты относишься к российским исполнителям? Есть любимчики?
Г: Леонид Агутин…
И: И этим всё сказано, ха-ха-ха.
Г: Группа «Пицца», Земфира, Агутин. Из новых – большое открытие группа «The Settlers», совмещающая фолк и джаз. Звучит очень круто!
Продолжение следует...