Все новости
СОБЕСЕДНИК
1 Сентября 2021, 12:00

Бабочки вдохновения миром. Продолжение

Интервью с Василисой Вяткиной

И: А Вы сами какую музыку слушаете? На что-то ориентируетесь?

В: В данный момент я очень стараюсь выйти за пределы привычного музыкального поля (в частности, по причине каждодневного взаимодействия с подростками и каким-то новым миром в их лице), но так или иначе все равно возвращаюсь обратно. Выросла я на русском роке, преимущественно питерском, и на авторской бардовской песне. Отсюда и моё творчество – простое, даже скудноватое в музыкальном плане, сконцентрированное вокруг текста и смысла. В младенчестве, по рассказам мамы, я засыпала под Высоцкого, в сознательном детстве (в 8–12 лет) переслушала все домашние кассеты (!) с Окуджавой, Митяевым, Земфирой, «ДДТ», «Машиной времени» и так далее. Подростковый возраст принёс в мой mp3-плеер «Сплина», «Наутилус», «Ночных снайперов», «Агату Кристи» и Веню Д'ркина, годам к 20 скачала из интернета всю дискографию «Мельницы» и «Пикника», а сейчас моя Яндекс.музыка сама решает, что мне слушать. Впрочем, ориентируется она на мои вкусы, так что в плейлисте примерно все то же самое.

И: Вы сейчас почти мой плейлист описали!

В: Из последних ценных музыкальных "находок" могу отметить группу «Princesse Angine», «Необардов» (это группа из четырёх музыкантов, которые выступают как группой, так и по отдельности).

Последние несколько лет я выступаю на квартирниках в Москве. Это как бы обычный концерт, только в квартире. То есть ты вместе с музыкантом сидишь на кухне и пьёшь чай, а потом он идёт на "сцену", а ты на диван, и происходит очень атмосферное действо.

Так вот, знакомство с таким форматом концертов по сути меня погрузило в некую среду современного московского андеграунда, в которой стали частыми знакомства с самыми разными восхитительными людьми и музыкантами. Так что плейлист постоянно пополняется.

И: А вообще, как часто вы становитесь частью таких мероприятий, и по какой причине? Что больше всего вам нравится в таких вещах? Только атмосфера?

В: В последнее время очень стараюсь как можно чаще, но пока все ограничивается выступлениями 2-3 раза в год. Этого для меня становится маловато, так что сейчас я серьёзно настроена на запись альбома и знакомство с разными площадками для концертов. Пора уже начинать полноценно развивать эту сторону своей жизни.

Концерты, фестивали и квартирники – это не только крутая атмосфера, это ещё и очень вдохновляющие знакомства, а главное – это возможность высказаться и "выпеться". Я не знаю, чем это объяснить, но периодически прям руки чесаться начинают, так сильно хочется на сцену. Что-то есть особое и магическое в этом, и наверняка не только любовь к вниманию публики.

Это всегда какой-то очень душевный и искренний диалог с людьми, очень теплая поддержка и невероятный обмен энергетикой.

Несмотря на то, что я панически боюсь каждый раз перед выходом на сцену, почему-то продолжаю это страстно любить. Такой вот парадокс.

И: Могут ли такие знакомства перерасти в творческий дуэт? Вдвоём не так страшно будет выступать.

В: О да, и один такой даже уже есть!

Это отличная история! Как-то раз меня пригласили специальным гостем на концерт музыканта из Нижнего Новгорода Ивана Бородина (солиста группы «heartROCKcafe»). У него был сольный квартирник, и меня позвали поучаствовать буквально с парой песен. Ваня отыграл, вышла я, спела, и его аудитория была в восторге. Потом мы проделали то же самое, только наоборот, гостем на моем концерте был Ваня. Возможно, я могу путать последовательность (да простит меня Ваня), но суть в том, что его публике понравилась я, а моей – он. Когда мы обнаружили это восхитительное обстоятельство, то решили выступать вместе. Провели уже несколько концертов (не помню точно, сколько именно, но они бывали уже даже не только в квартирах, но и в баре "Гости", например). Две песни мы с Ваней исполняем дуэтом, правда, не свои. Впрочем, уже есть идеи (пока только в виде идей) о сочинении совместной композиции и даже о выступлениях в родном Ванином Нижнем Новгороде.

Люди в основном очень открытые к творчеству и взаимодействию, всегда рады пробовать какие-то новые форматы. Рада, что попала в такое окружение.

И: Если так удачно получилось с Иваном, то может пора задуматься о полноценной группе?

В: У Вани есть и своя группа, а вот я о своей мечтаю давно. Как-то раз, ещё в университете, мы договорились с одним гитаристом, что обязательно будем играть в одной группе. Сейчас он живёт в Воронеже, но разговоры о будущей группе продолжаются до сих пор.

Есть одновременно сильное желание и какой-то внутренний страх перед группой.

Как будто она займёт всю мою жизнь, вытеснив семью и работу. С другой стороны, с восхищением наблюдаю за людьми, которые успевают совмещать всё.

Есть ещё смешная история – я в детстве мечтала, что у меня будет концерт в Олимпийском. Ну знаете, как такая недостижимая голубая мечта, которая не чтобы сбываться, а чтобы просто быть. А теперь я работаю в таком месте, где мы сами учим тому, что мечты вообще-то сбываются и мечтать нужно уметь.

Такой стиль мышления вдруг заставил меня подумать – а что? Почему нет? Да, это не год и не два, но это вполне реально – дорасти до концерта в Олимпийском. Ну и короче, захожу я на сайт Олимпийского, чтобы найти требования к исполнителям и понимать, к чему стремиться, а тут – БАЦ! – Олимпийский находится на реставрации. И я подумала, что не нужно долго тянуть с мечтами. Если хочется и мечтается, стоит быть посмелее, пока ещё какой-нибудь метафорический Олимпийский не снесли. Так что, рассуждая о группе, думаю, пора её собирать.

И: Я думаю, что многие скажут: "Давно пора".

В: Дело тут ещё в том, что я суперкритична к себе: часто кажется, что делаю недостаточно хорошо. Когда я первый раз услышала искренние аплодисменты своей песне, я вообще не поняла сначала, что это точно мне.

И: Самокритика – здоровый признак личностного роста, который есть, увы, не у всех.

В: Недавно выступала на фестивале «Сорок Акул», это довольно крупное событие с участием сильных и даже известных музыкантов – так я там вообще весь день не верила, что я вообще там нахожусь.

Было полное ощущение, что меня сейчас разоблачат. Но все только ходили и говорили приятные слова про меня и мои песни, знакомились и даже попросили автограф!

И: А что вы там представили на фестивале?

В: На фестивале был небольшой, но довольно милый сет из 7 или 8 песен. Сами организаторы позиционируют фестиваль как продвигающий текстоцентричные песни со смыслом, именно поэтому он акустический. Было приятно попасть под это определение и получить приглашение. Усложнять я и не стала: выбрала песни с минимумом музыкальных заморочек, на классических семи аккордах, но с дорогими мне текстами. Успела спеть и про любовь, и про молодость, и про музыку, и про подростков, и даже про алкоголь.

И: Про подростков и алкоголь – это одна и та же песня?

В: А вот и нет! "Непросыхающие годы" – бессмертный хит всех квартирников – это про алкоголь (хотя на самом деле, конечно, совсем не про него), а вот про подростков была песня "Бабочки", её я написала 3 года назад под впечатлением от бушующего внутреннего мира своих подопечных студентов (если честно, даже конкретно одного студента, у которого нагло позаимствовала строчку для этой песни), впрочем, он в курсе и не против.

 

«Вместо бабочек в животе

Острокрылые птицы

Разрезают нутро крылом,

Стоит только влюбиться

А в колючих глазах

Два костра ледяной пустыни

Разливаются в горьких стихах

О дурной неприступной княгине

Но твои строки станут волнами,

В которых так сладко утонет земля,

Про вьюгу из снега и пламени

Про чёрное сердце светлей хрусталя

Твоя боль непрерывно скользит

Между лезвием и никотином,

Злая ночь неприкрыто дерзит

И дразнит ароматом винным

Среди мёртвых московских стен

У луны не хватает силы

Только музыкой можно спастись

От проснувшихся птиц острокрылых

Но эти строки станут волнами,

В которых так сладко утонет земля,

Про вьюгу из ветра и пламени

Про чёрное сердце светлей хрусталя»

 

Там такой обобщенный образ получился, но, кажется, удалось изобразить этот мощный эмоциональный период жизни.

И: А ваши студенты как относятся к вашему творчеству? Фанатеют?

В: Ну тут нужно оговориться сначала, что у большинства из них музыкальные вкусы совсем другие. С другой стороны, некоторые студенты на мои концерты приходят (а некоторые приходили даже не один раз) и всегда отзываются очень тепло. Я поначалу с осторожностью приглашала студентов на концерты, особенно квартирные, казалось, что может легко стереться граница между личным и профессиональным. А теперь, наоборот, очень радуюсь, если вижу в зале своих студентов или выпускников.

У нас со студентами довольно доверительные отношения, и иногда они делятся самым сокровенным – даже своими стихами.

Я сама была пишущим подростком и знаю, как сложно такое показывать другим людям, тем более, если они старше или находятся в какой-то старшей роли.

И: Так вы, в некотором смысле, взращиваете новое, прогрессивное поколение поэтов?

В: Получается, так. Если уж совсем без шуток, то мне очень нравятся современные подростки в смысле отношения к творчеству. У нас IT-колледж, в котором многие ожидают увидеть закрытых ребят, интровертов, увлечённых только кодом или железом. Этаких типичных мемных гиков. Но, удивительное дело: в колледже функционирует музыкальный клуб (студенты его сделали сами и сами же там зависают). И не только творческих активностей огромное количество, причём 99% из них инициируются самими студентами.

В целом мне нравятся течения, которые сейчас популярны в обществе. Мир как будто идёт к всеобщему очеловечиванию, принятию, взаимопониманию и так далее.

И: Тогда финальный вопрос. Всё банально: что вы посоветуете "юным талантам", людям, которые боятся проявить свои таланты, и некоторым коллегам?

В: Тогда тоже разочарую, все довольно банально: не бояться и проявлять таланты.

Если серьёзно, то просто представьте себе Леонардо да Винчи, Пушкина, Стива Джобса или кого угодно ещё, кем восхищаетесь. Садится он такой за "Джоконду", "Руслана и Людмилу" или за айфон и говорит: "ой, да ну, фигня, кому это будет интересно, пойду лучше сериальчик посмотрю". Мем смешной, а ситуация страшная. Что если точно так же прямо сейчас поступаете с историей и вы?

А если ещё серьёзнее, то нет ничего страшнее, чем жить с даром внутри и вечно сомневаться в его качестве. Даже самый громкий провал длится пару минут, а мучения от невысказанного слова – всю жизнь. Так что просто предъявите миру свое слово, а зритель и слушатель всегда найдётся.

И: Как найдётся слушатель для вашей будущей группы и полноценного альбома! Спасибо Вам!

В: Это Вам спасибо.

Подборка стихов Василисы Вяткиной
Автор:Владислав Бурухин
Читайте нас: