Все новости
ИГРОТЕКА
21 Апреля 2020, 15:23

«Большой Брат следит»: лучшие игры в жанре антиутопии

Ах, эта антиутопия – жанр просто закачаешься. Никто не сомневался, что столь любимый литературный жанр перекочует в игровую индустрию: читать это одно, а стать жителем антиутопического мира – это уже посерьёзнее. Вспоминая Замятина, Оруэлла и Хаксли, можно сделать главные критерии такой игры: демонстрация общества, находящегося в упадке, с сопутствующей ему дегуманизацией, тотальным контролем и социальным неравенством.

Обычно антиутопия служит приемом, с помощью которого авторы пытаются предупредить человечество, обратить внимание на проблемы реального мира. Думается, что после участия в слежке за своим товарищем, другом или даже семьёй, игрок задумается о возможности подобного исхода человеческой истории.
Но не будем о грустном, ведь компьютерные игры существуют ради развлечения, хорошей истории и погружения в новый мир (ну и немножечко ради усвоения морали, ну вот, прям капельку). Сегодня мы расскажем о самых лучших играх в жанре антиутопии, которые не просто справляются со своей задачей, а буквально вызывают мурашки по коже от своей бесчеловечности и местами даже натуральности. Такие банальные вещи, как постапокалипсис из «Half-Life» и «Биошок» пусть побудут в сторонке: сейчас будут только строгие хранители жанра.


Было очень логично начать список игр-антиутопий с продукта, который в своём названии отсылает напрямую к главным трудам в этом жанре. Следить за обществом в данном случае предстоит вам (то чувство, когда Большой брат – это ты). Ваш начальник – не зловещий чекист в чёрном плаще, а приятный отзывчивый человек с чувством юмора. Ваша работа – не просто поиск «врагов народа», а расследование реальных преступлений. Ваши достижения – это не освоенный бюджет, а спасённые жизни.
Власти не увидят нарытую информацию, пока вы собственноручно не загрузите её в систему. И ответственность за свои решения вам переложить не на кого.
Эффект вовлечённости усиливается ещё и тем, что этический кодекс «Orwell» (да, он здесь есть) требует, чтобы дознавателем был гражданин иностранного государства – независимый и беспристрастный. Так что становится довольно легко представить себя просто аналитиком, работающим с информацией об иностранных гражданах. Особенно, если чем-то подобным вы уже занимались в действительности.
По степени вызванных переживаний за принятые решения эта простая игра, на 95% состоящая из текста, может посоперничать с какой-нибудь «Until Dawn».


Прямиком вниз по социальной лестнице: от Высшего Ока до простого шпиона-наблюдателя. Теперь вы в роли управляющего жилым домом, только что получившего назначение на новую работу. Вашего предшественника прямо на ваших глазах пакуют в «чёрный воронок», а вам выдают ключи от квартиры в подвале и довольно прозрачно намекают, что работу надо выполнять качественно и в срок, не обсуждая приказов начальства и вовремя отвечая на звонки. Иначе есть все шансы повторить судьбу прежнего управляющего – такие вот правила. На дворе 1984-й (обожаю отсылки!) в тоталитарном государстве, а вы – лишь винтик в этой машине, причём винтик с моральным выбором. Как управдом вы должны выполнять задания и потребности жильцов здания, но как агент государства также должны следить за всеми и тайно, по ночам строчить доносы. Но проблема в том, что секреты жильцов могут оказаться совсем невинными, а потому «сдавать» их в страшные лапы государства может быть не совсем правильно. Стоит помнить, что все решения, которые вы примите, отразятся на вашей семье (по сюжету вы – счастливый семьянин с женой и дочкой). Не думаете о себе, подумайте о своих детях. Итак, победит ли громада тоталитаризма моральный долг маленького человека – это решать вам.


Один из главных героев, за которого нам предстоит отыграть роль – клерк в местном "министерстве правды" Новой Англии, которая образовалась после того, как третий рейх завоевал Соединенное Королевство. Занимается он тем, что удаляет из газет одни статьи и заменяет их другими, так сказать "чистит историю" (это уже мы видели). Все жители новой Англии употребляют "радостин" – местный эквивалент "Сомы", которую употребляли каждый день все жители нового государства. Препарат заставляет забывать прошлое и настоящее, находиться все время "под кайфом". За употреблением таблеток следит полиция, а тех, кто отказывается их глотать, – изгоняют в трущобы или убивают.
Главный герой становится «отказчиком» (так местные называют тех, кто завязал с «радостином») и пускается в бега. Его цель – выбраться из города и найти брата, о котором он забыл благодаря наркотикам и пропаганде. На улицах и в домах везде можно встретить "телеэкраны". Вместо Большого Брата за игроком следит Дядя Джек: его жизнерадостное лицо постоянно мелькает в телевизорах и на картинах, а голос звучит из каждого второго радиоприёмника. Визуальная составляющая игры тоже на высоте. Британский дух сквозит во всём: от живописных деревушек до ведьминских каменных кругов, от английского юмора в описаниях предметов до масок горожан, напоминающих о Гае Фоксе. Артур, как истинный джентльмен, избивает недругов зонтиком-тростью и извиняется после каждой драки, персонажи цитируют Толкина, местные бомжи бормочут строчки из «Беовульфа» на древнеанглийском, а один из квестов прямо отсылает к «Макбету». Игроки получили мрачную, но с улыбкой на лице, антиутопию с множеством культурных кодов.
Культовая вещь. Если в детстве Вы не мечтали стать пожарником, полицейским, космонавтом или же – упаси вас единый государственный реестр – разработчиком видеоигр, а грезили о кабинке полтора на полтора метра... Вступив в почётную должность таможенного инспектора в приграничном городе Грештин, вам предстоит не покладая рук проверять и перепроверять документы иммигрантов и наёмных рабочих, стремящихся как можно скорее пересечь границу великой коммунистической Арстотцки.
Первое, что бросается в глаза, это то, насколько игра до забавного гротескно и притягательно изображает сборную солянку из всех стереотипов и образов тоталитарной антиутопии. Будучи незамысловатой, игра передаёт дух и атмосферу пребывания в переживающей послевоенное время и придерживающейся политики «Железного занавеса» страны, которая с большой неохотой и осторожностью принимает гостей из-за границы.

Быть частью тоталитарной машины – это одно, а вот выжить в антиутопическом мире – это совсем другое. Мир без красок, с почти немыми персонажами, которые напоминают кукол (что иронично) и непонятные тени, которые зачем-то похищают людей. Среди этого подавляющего ужаса вы – мальчик, который пытается не попасть в руки тьмы, а потому исследует машинный комплекс – самое сердце антиутопии – и пытается спастись, найти свет. Казалось бы, обычный платформер, но побродив по уровням здания, вы ужаснётесь: игра настолько шокирует, что остаться равнодушным просто нельзя. Если вам мало неясности, и хочется больше возможности для трактовки, то просто дойдите до финала – этого будет достаточно.


Только компьютерные игры могли подарить нам реальные ощущения нахождения в антиутопическом мире (ну я надеюсь, что только они). Всегда интересно взглянуть на развитие цивилизации с другого ракурса, а потому тема «тупиковой ветви развития» общества всегда будет актуальнее как в литературе, так и в сфере развлечений.
Владислав БУРУХИН