Все новости
ИГРОТЕКА
12 Марта 2020, 13:34

Игра пробуждает тягу к знаниям

Могут ли компьютерные игры пробудить интерес к науке? Ответ: могут и должны. Процесс игры – это не бездушное блуждание вымышленным персонажем по пиксельным мирам в поисках выхода, а время, когда человек максимально сосредоточен на происходящем в виртуальной реальности.

Игрок вынужден продумывать одновременно несколько вариантов событий, выбирать для себя наиболее благоприятный и действовать в соответствии со своим планом, а для этого стоит учитывать десятки разных факторов, как например: условности мира игры (физику, других персонажей), статистику героев (здоровье, броня, интеллект и т.д.). Так игры стимулируют активную мыслительную деятельность: развивают логику и реакцию, практикуют устный счёт и тренируют память. Поэтому если игра с помощью сюжета и своей механики направляет мысли игрока в определённое русло, то это может стать поводом для усовершенствования своих знаний в тех или иных науках.
Многие компьютерные игры делают своей «фишкой» опору на какие-то научные факты из истории, биологии, химии и многих других предметов. Очень интересно наблюдать, как причудливо преломляются на голубом экране теории Ньютона и Пифагора: только в виртуальном мире можно оценить весь объём открытий и поучаствовать в настоящем крупномасштабном эксперименте. Мы расскажем о некоторых играх, после которых захочется уткнуться в книги и учебники и расширить свой диапазон знаний.
1.«Spore» расскажет об эволюции

Можно ли в одной игре показать всю историю эволюции от одноклеточных организмов до полётов в космос? Таким вопросом задались в студии Maxis, известной по мегапопулярной серии Sims, и создали Spore. В этой игре каждый может создать свой организм и провести его через всю историю эволюции.
Сначала в нашем распоряжении всего одна клетка. Она плавает в мировом океане и старается съесть тех, кто поменьше и убежать от тех, кто больше. Потом она начинает делиться и вырастает в более сложный организм. На каждом этапе игрок определяет внешний вид будущего существа. В специальном редакторе можно добавить ему глаза, плавники, колючки и прочие необходимые вещи. В какой-то момент жизни вчерашняя простая клетка выходит на сушу, начинает вить гнёзда, охотиться в стаях, постепенно становится умнее, строит жилища и делает инструменты. А там уже недолго до появления городов. В самом конце игрок строит космический корабль, на котором может передвигаться по Вселенной, искать пригодные для жизни планеты и повторять весь путь уже на них.
От масштаба Spore захватывает дух. Конечно, эта игра может помочь в подготовке к урокам – если не биологии, то хотя бы естествознания. К примеру, можно на примере Spore и сделать для урока доклад.
2. Стать частью всемирной истории в «Assassin’s Creed»

Данная серия игр от компании «Ubisoft» славится своей привязкой к историческим событиям. Ассасины – это древний орден благородных наёмных убийц и одновременно самый злейший враг ордена тамплиеров. Пытаясь помешать своим противникам захватить власть, члены братства становятся главными участниками ключевых событий мировой истории, например, таких, как крестовые походы, гражданская война в Америке, французская революция и даже Октябрьская революция. Игрокам предоставляется уникальная возможность познакомиться с реально существовавшими историческими личностями: с Марко Поло, Джорджем Вашингтоном и Эдвардом «Чёрной бородой» Тичем – узнать их не просто как иллюстрацию со страниц учебника, а как живых людей со своими слабостями и стремлениями.
Конечно, ожидать здесь исторической достоверности не стоит – всё-таки это компьютерная игра, но возможность посмотреть на историю с альтернативной точки зрения может затянуть вас надолго. Ну а после прохождения игры можно задаться вопросом «А так ли всё было в реальности?» и начать собственное историческое исследование.

3. Civilization поможет больше ориентироваться в политике

Если вы считаете, что быть правителем целой страны легко, мол, «Что они там себе голову ломают? Я бы справился лучше» – то добро пожаловать в эту игру. Здесь человек берёт на себя ответственность за развитие целой нации – от каменного века до эпохи космических технологий. Правителю предстоит равномерно распределять ресурсы в зависимости от требования населения, развивать, украшать уже имеющиеся города и строить новые, использовать великих деятелей культуры для построения собственной империи. Не обойдётся и без дипломатии: не все ваши соседи могут оказаться дружелюбными, кто-то может позариться на ваши плодородные земли или на леса полные живности – в таком случае игрокам предстоит выбирать между демобилизацией всех своих военных сил (что, кстати, может сильно сказаться на экономике неокрепшего государства) и мирными переговорами.
В качестве вишенки на торте создатели добавили в игру возможность строить в своей стране Чудеса света, такие, как Фароский маяк, Висячие сады и Александрийская библиотека. Такая постройка даст стране преимущество в науке, военном деле или экономике, ну и, конечно, позлит ваших соседей.
Выбирая вектор развития своей державы, истинный правитель всегда должен помнить, что каждое его решение повлечёт за собой последствия, а потому стоит держать руку на пульсе как мировой политической обстановки, так и настроений собственного народа. Так что игроку, «обремененному властью», придётся потрудиться, дабы его славное правление не закончилось крахом ещё одной великой империи.
4. «Sims» даст возможность посмотреть на все жизненные трудности со стороны


Серия игр «Sims» существует уже семнадцать лет и за всё это время подарила игрокам тысячи уникальных жизней и ситуаций. Это настоящий симулятор жизни: здесь возможно создать человека любой внешности, цвета кожи, пола и возраста, а затем развивать, обучать и влиять на его решения. В самом хорошем смысле слова «симы» наглядно показывают, что для отношений с другими персонажами нужно общаться, чтобы завести друзей – знакомиться, спрашивать, как прошел их день, ободрять, рассказывать анекдоты и обсуждать рыбалку! А если делать другим пакости или обманывать – отношения испортятся и вместо друга получится враг.
Так же эта игра наглядно показывает: чтобы что-то купить, заплатить по счетам, нанять горничную и заказать пиццу – нужны деньги, а чтобы их получить – нужно работать. Отличный способ донести до детей мысль, что все зарабатывается трудом.
Невозможно перечислить всё, чему может научить это простенькая компьютерная игра. В спектр «уроков» входит и умение выстраивать жизненные приоритеты, и как относиться к каким-либо изменениям в собственной жизни, и как достигать своих целей. Пожалуй, ни одна игра не в силах показать все возможности и ситуации нашего мира, кроме как «Sims».
Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны. Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент, и надо научиться правильно его использовать, ведь можно совмещать приятное с полезным: играть и тем самым пробуждать в себе интерес к науке.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас в