«Ананасовый» вкус рок-н-ролла
Все новости
ГРАММОФОН
22 Мая , 13:00

«ЗОВ» Марата Файзуллина – симфония для оркестра, хора и картин

Из фотоархива автора
Фото: Из фотоархива автора

Даже если вы часто посещаете концерты классической музыки, то вряд ли среди них много симфоний современных композиторов, свежих, только что написанных.

Наши симфонические оркестры предпочитают классику, проверенную временем. Но тем не менее симфонии пишутся современными композиторами тоже. И поскольку концертное их исполнение редкость, то на помощь пытливым слушателям может прийти видеоверсия. Что и произошло 13 мая 2025 года в уфимском кинотеатре «Родина» – там состоялась премьера видеоверсии «Симфонии ЗОВ» Марата Файзуллина (Татураса) с картинами художников-баталистов студии Грекова.

Хочу поделиться впечатлениями. Помнить всё, прослушав один раз, невозможно. Поэтому моменты, которые вызвали во мне мгновенные ассоциации, чем и закрепились в сознании, я их сразу отметила, как журналист.

Из композиторского ряда (я не профессиональный музыковед, поэтому не использую узкопрофессиональные термины, а пользуюсь общепонятными аналогиями) отмечу три момента в музыке, которые мне запомнились.

Музыкальный эпизод, который я назвала «работа с тишиной» – когда большие паузы, и звук падает каплями и расплывается. То ли капли воды, то ли слёзы, то ли кровь… Какая-то медленная ритмическая пульсация-дыхание. Тут, несомненно, чувствуется опыт работы в кино, – подумала я. У Марата Файзуллина как кинокомпозитора в активе более 150 фильмов.

Второй момент, покоривший мое воображение, был вокальный – хоровая часть с великолепным солирующим мужским басом. Именно этот мужской голос заставил меня встрепенуться. Теперь думаю, оттого что мы привыкли, что Богородице молятся обычно женщины, она воспринимается как их покровительница и утешительница. И чаще звучат женские голоса. Но ведь она имела сына…

Человеческий голос самый уникальный инструмент и хоровая часть «Богородице Дево, радуйся» «Симфонии ЗОВ» Марата Файзуллина это подтверждает. Голос солиста подхватывают и возносят до щемящих нот голоса других хористок.

Автор опубликовал отдельный клип на исполнение этого хорала:

https://vkvideo.ru/video-212908383_456239224

И третий момент – пронзительное напряженное соло виолончели, совсем короткое, несколько секунд. Оно как выкрик в уходящую толпу, попытка замедлить и заставить обернуться человека, которого ты не можешь нащупать глазами… и почти нет надежды, что увидишь, и окликаешь – а вдруг обернется.

Я уверена, что у других слушателей возникли иные ассоциации. Музыка дает очень пластичные образы, и у каждого они будут свои. И всплывут, и запомнятся при повторном прослушивании ещё фрагменты.

Сам композитор вышел на разговор с залом после завершения просмотра. Марат Раисович рассказал о том, что над отдельными частями он начал работать с 2014 года. А когда началась спецоперация, его симфоническая мысль приобрела форму. Позже пришла идея исполнить музыку, иллюстрируя её картинами из фонда Студии военных художников имени М. Б. Грекова, написанными непосредственно в зоне боевых действий.

«Студия имени М. Б. Грекова – единственное в мире творческое объединение военных художников. Студия хранит традиции русского и советского реалистического искусства, работает над произведениями батальной и патриотической тематики.

29 ноября 1934 года приказом Народного комиссара обороны СССР К. Е. Ворошилова была организована изомастерская самодеятельного искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове.

В первые годы становления в изомастерскую зачисляли одарённых красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Наиболее талантливые ученики получали возможность поступать в художественные вузы. В 1938 году приказом командующего Московским военным округом С. М. Будённым изомастерская была переименована в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.

С началом Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт вместе с маршевыми ротами. Всю войну художники Студии имени М. Б. Грекова, находясь в действующей армии, продолжали фиксировать все увиденное и пережитое, что позволило достоверно и убедительно передать в дальнейшем живое дыхание грозного лихолетья.

Сегодня в прославленном коллективе Студии трудится более тридцати художников».

Закончив симфонию «ЗОВ», композитор искал тех, кто исполнит это произведение – отозвался симфонический оркестр Волгоградского театра «Царицынская опера» под управлением Сергея Гринева. Символично, что «ЗОВ» – такая патриотическая симфония – впервые прозвучала в Сталинграде, в год 80-летия Победы! Именно Сталинградская битва – место грандиозного противостояния и перелома течения Великой Отечественной войны.

И вот, благодаря современным технологиям и кинотеатру «Родина», многие уфимцы смогли, затаив дыхание, проникнуться музыкальной слаженностью волгоградских музыкантов, замечательными образами картин грековцев и свежей современной симфонической музыкой нашего земляка Марата Раисовича Файзуллина. И очень многие уфимцы смогли высказать свои мысли и впечатления. Контакт с публикой был впечатляющим и полным. Современный синтез музыки, картин и видео в киноверсии симфонии «ЗОВ» делает эти искусства интересными и доступными большему количеству людей.

 

Полная видеоверсия: музыка, усиленная картинами современных художников.

https://rutube.ru/video/534682529b7d0d9f08beced34626a776/

Автор: Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: