Уфа встречает актрису Валерию Ланскую
Все новости
ГРАММОФОН
8 Мая 2023, 11:36

Музыка, оставшаяся в вечности

6 апреля 2023 года, в Концертном зале им. Шаляпина, в исполнении Ансамбля современной музыки прозвучала «Камерная симфония» выдающегося отечественного композитора Гавриила Попова.

Это – одно из сложнейших как по мысли, так и по исполнению произведение отечественной музыки было представлено коллективом, в который входят как уже сложившиеся, давно заявившие о себе музыканты, артисты Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, заслуженный артист Республики Башкортостан Булат Кутлиахметов (контрабас), Руслан Валеев (кларнет), Ильназ Фаррухшин (фагот), заслуженный артист Республики Башкортостан, артист Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова Рустем Хамидуллин (виолончель); так и молодые музыканты – студенты УГИИ: лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов Мария Кравцова (флейта, класс проф. Л.Б. Фоменко), Аяз Юмашев (труба, класс преп. А.М. Садыкова), Юлия Уельданова (скрипка, класс доцента А.В. Козловской). Дирижёр и инициатор этого проекта – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, кандидат искусствоведения, доцент Азамат Хасаншин.

Русский авангард – уникальное явление 20-30 годов XX века не только отечественной, но и мировой культуры. Он как бы «разделился на две части»: одна в разные годы эмигрировала на Запад (Стравинский ещё до Первой мировой войны, Прокофьев, Лурье, Черепнин и др. – позже). Те же, кто пытался найти себя в новой эстетике, первоначально поддержанной Советской властью (Рославец, Попов, Задерацкий, Мосолов, Давыденко и др.) в большей степени принадлежали к конструктивистскому направлению.

Тот огромный энтузиазм, который первоначально вызвал пафос советского культурного строительства привёл к рождению новых средств выразительности – например, к возникновению жанра «симфонического плаката», сочинений, выражающих восхищение индустриальной мощью машинерии («Завод», «Сталь», «Плотина» и др.). Однако с самого начала 1930-х годов вся эта плеяда талантливых авторов подверглась обвинениям в формализме и репрессиям. Тем не менее, каждого, кто присутствовал на концерте поразила именно славянская распевность и широта мелоса, опора на интонации русской песни…

Безусловно, русский конструктивизм, русский авангард ещё ждут своего подлинного, полноценного открытия. Если информация о «формальном методе» в литературоведении как направлении (Жирмунский, Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум и др.) незаметно, «контрабандой» стала прорываться с конца 1970-х – то достижения отечественных композиторов 20-30 годов ХХ малоизвестны. Их музыка, как говорит инициатор и дирижёр проекта «Русский Авангард», невероятно ценна, потому что она «не заигрывает» с публикой, не «ласкает слух», но именно раздвигает горизонты традиционного восприятия, она расширяет пределы искусства и выходит за эти пределы. Она намного опередила своё время.

Трагична судьба Гавриила Попова. Известно, что, когда один из деятелей французской «Шестерки» Дариюс Мийо приехал в Советскую Россию в 1926 году и спросил – кто является в этой стране наиболее талантливым молодым композитором – ему указали на Гавриила Попова. Однако уже в середине 1930-х «Камерная симфония» Гавриила Попова была обвинена в формализме и фактически запрещена к исполнению. Однако она оказалась тем сочинением, которое стало «мостиком», соединившим звуковые, фонические моменты русской композиторской школы Римского-Корсакова, Щербачева, Лядова, Глазунова. С одной стороны, Попову удалось воплотить эпичность высказывания отечественной музыки, с другой – он открыл некий «взгляд в будущее», опередив время на несколько десятилетий (предвосхитив, например, Оливье Мессиана и некоторые фонические моменты его «Квартета на конец времени» 1943 г.).

Прокофьев, очень высоко оценивший «Камерную симфонию» Гавриила Попова, помог организовать её исполнение на Западе в конце 1920-х. Оно получило там огромный успех, став фактически одним из первых произведений советских авторов, исполненных за рубежом. Однако, как было уже сказано выше, оно было обвинено в формализме, оказавшись под запретом на долгие годы в СССР. Сейчас это обстоятельство вызывает только недоумение: более русского по духу и более патриотического по характеру произведения представить себе невозможно…

Хотя это сочинение (да и большинство произведений Гавриила Попова) много лет не исполнялось, сейчас у него есть своя публика и преданные исполнители. Но, к сожалению, практически забыты многие композиторы эпохи русского авангарда – талантливые люди, поверившие идеологии и эстетике русской революции и, в конечном итоге, оказавшиеся её жертвами.

Автор: Элина МУХА, студентка УГИИ, музыковедение
Читайте нас