«Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она – все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным всё, что берется выразить.»
Гёте
24 ноября нынешнего года в стенах родного Среднего специального музыкального колледжа композитор Марат Файзуллин (широко известный как Татурас) подвел итоги 25-летней творческой деятельности. Бесконечная череда новаторских «волн» в «океане» академической музыки оставила у слушателей вдохновенное состояние после прослушивания и сильное впечатление. Концерт состоялся благодаря поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, Союза кинематографистов Республики Башкортостан, Ассамблеи народов Евразии Представительства в Республике Башкортостан, Центра творческих инициатив «Арт Вектор».
Мероприятие стало увлекательным и глубоким путешествием по волнам музыки и философии. Новатор, писатель, продюсер авторских проектов рассказал о периоде становления, приоткрыв завесу таинства воспроизведения её величества Музыки, поведал соратникам и поклонникам о насущном и вдохновляющем.
Действо концерта явило зрителю синтез разноплановых монологов-впечатлений о периоде детства, отрочества, юности. Композитор поделился воспоминаниями о родной музыкальной школе, куда приходил даже в морозные зимние дни, в «ламповой» атмосфере уютных классов которой постигал архаику разнообразных инструментов.
Всякий художник на протяжении своего пути в процессе воплощения собственных идей неизменно находится в поиске талантливых исполнителей, способных передать эмоцию, трагикомедию или грацию созданного им произведения. Так, произведения Марата на концерте в ССМК исполнили коллеги, талантливые музыканты в лице ансамбля «Cinemusiс», пианистки Полины Ганиной, исполнившей фортепианный цикл автора, написанный в 2022 году, ансамбль учащихся ССМК. В концерте приняли участие Рустэм Сулейманов (скрипка), Наталья Сафина (фортепиано), Роман Исхаков (скрипка), Евгений Матвеев (альт), Аяз Нухов (виолончель).
Особое место в творчестве композитора занимают арктические зарисовки, созданные во время путешествия по Арктике. В концертной программе прозвучало произведение из фильма Владимира Марина, композиция «На грани». Произведение «Сто шкур неубитых медведей» стало саундтреком к кинофильму «Северная земля». Этнографические «путевые музыкальные заметки» Марата Файзуллина разнообразны – впечатления о непростой судьбе народов Калмыкии отразились в произведении «Память быстротечная», посвящённому жертвам репрессий калмыков. «Всё происходящее в жизни имеет свой срок, а память человека быстротечна, оттого так важно проживать и «чувствовать» своё бытие здесь и сейчас» – поделился с аудиторией композитор. Ярким музыкальным акцентом концерта стала премьера третьей части симфонии «Z.O.V.», а также произведение «Дети Донбасса», написанное для фильма о детях Донбасса режиссёра Александра Надсадного. Музыкальный очерк представил собой философскую зарисовку о рано повзрослевших, познакомившихся с тяготами войны, самых юных уроженцах Донбасса.
Музыка является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, коммуникатором связующим людей различных религиозных убеждений и географического расположения. Надежда умирает последней – и именно она является спутником человека на протяжении его жизненного пути. Яркой лептой в программе стала композиция «Новая надежда», написанная для фильма о группе художников «Чингисхан» продюсера Марата Ахметшина, снятого по инициативе галереи «Мирас» в 2021 году. Композиция «Сословие» прозвучала в исполнении фортепианного дуэта преподавателя Среднего специального музыкального колледжа Натальи Сафиной и Полины Ганиной.
Истинный художник всегда «танцует меж мирами, видит и чувствует глубже общепринятого, задаётся вопросами о том, что есть «по ту сторону». Воспринимает жизнь и смерть как череду закономерных обстоятельств – потерь и возрождений. Ансамбль народных инструментов ССМК представил композицию «Ивана танго».
Ярким завершением программы вечера стала композиция «Путь домой», исполненная Александром Дороговым – подарок всем уроженцам города Уфы.
Сам уроженец Уфы, Марат Файзуллин (Татурас) окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова (ныне Средний специальный музыкальный колледж). Был первым в Башкирии организатором собственных концертов со смелыми экспериментами – редкими сочетаниями маримбы, ксилофона, ударной установки. Будучи новатором и экспериментатором в музыкальных жанрах, он стремительно двигался по своему уникальному пути. Творческий стиль «поэта музыкального ритма», продюсера, музыканта и исполнителя – смешение классики и авангарда. Авторские проекты Марата Раисовича – многогранны, созданы в жанрах electronicа, organic ethno-step. Более 15 музыкальных инструментов в арсенале композитора, на сегодняшний день, на которых он играет сам.
Весомое место в деятельности Марат Файзуллина занимает звукорежиссура. Окончив Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности «звукорежиссер», сегодня он обладатель огромного уникального опыта в этой области. Марат – автор музыки к художественным, документальным, анимационным фильмам театра и телевидения. Музыкант активно сотрудничает с ведущими кинокомпаниями, телевизионными каналами и музыкальными коллективами. Является обладателем премии им. А.А. Небольсина, членом Союза кинематографистов России, членом правления Союза кинематографистов Республики Башкортостан, членом Молодежной секции Союза композиторов России. Номинировался в составе творческих групп на самые престижные российские премии «Тэффи», «Ника», «Золотая маска». Обладатель приза за лучшую музыку Международного кинофестиваля им. Саввы Морозова к культовому фильму «Атлантида Русского Севера».
Ярким событием в творчестве самобытного музыканта и философа стала публикация в 2022 году повести "Дневник арктического сюрреалиста". В дневник вошли записи, сделанные во время арктической экспедиции на ледоколе "Михаил Сомов". Основа дневника – записки художника о путешествии по Арктике. Музыкант, являющийся действительным членом Русского географического общества, красочно метафоризировал свои приключения в путевых заметках, написал музыку по впечатлениям, полученным во время «арктических путешествий».
Бесконечная глубина, сочетание современного и академического стиля музыки оставили сильное впечатление после концерта 24 ноября 2022 года. Хочется пожелать композитору покорения новых творческих «земель и материков», неисчерпаемого вдохновения и единомышленников на музыкальном пути.
Фото Рустема Гайсина