Все новости
ГРАММОФОН
8 Июня , 15:46

Гитарные риффы по эту сторону стены

Вернёмся к рок-музыке, к ней, фактически бессмертной. А кто говорил, что рок умер? Типа он брякнулся, споткнулся о ступеньки нового тысячелетия. Ерунда! Однако спорить, разводить круги на воде не будем, а поговорим-ка лучше о гитарных риффах. Как не крути, именно риффы накладывают насыщенную окраску композиции, так сказать, создают своё «индивидуальное лицо», которое невозможно не узнать при встрече… при прослушивании аудиотрека-хита.

Разбег

Но начнём чуток с истории – нам без неё никак. Риффы начинают свой разбег с момента становления блюза с переходом в ритм-энд-блюз, и далее по восходящей. Скажем, в ураганный занос рок-н-ролла. Родоначальниками гитарной «инфлюэнции» можно назвать Чака Берри, Линка Врея и Дейва Девиса. Как бы ещё в тихие ранние 50-е годы. Музыканты, как слепые щенята, только прощупывали почву для сочетания боксов пентатоники с более плотным, грувовым и быстрым звучанием. Рыли, искали. Окончательно и бесповоротно гитарные риффы (или рифы, разницы никакой) зафиксировались в мире музыки в период триумфа хард-рока и металла. Уж тогда риффы чувствовали, как у себя дома. Они – короли!

Dire Straits
Dire Straits

Что-то из серии угарного эссе

И вой, стон идёт. Рвутся верёвки-струны, гриф электрогитары изгибается. Осциллограф (откуда же ему взяться?) демонстрирует амплитудные сдвиги и как можно выше. Да и исполнитель на соло-гитаре попрыгивает рьяно, уверенно как кузнечик, играя простейшие табы. Бас-гитара, «басуха» тяжело мычит. И громадины-колонки, стоящие по углам сцены, издыхают от жары, от перегиба электрических разрядов… да и ногой обязательно кто-нибудь пнёт. Традиция, гештальт. Как тут не запилить рифы после куплета, или в преамбуле хита. Все на сцену… на корабль, линкор. А зал, а публика вся зашлась – трепещет, визжит, как будто переродилась. Огниво? Чем не огниво разбушевавшегося рока, рок-н-ролла? Слышите, как дымится «Deep Purple», «Dire Straits», «U2», «Blur», «Van Halen», «Lynyrd Skynyrd», «Metallica», «Led Zeppelin»? Прорва, их целая королевская рать. У окраины, на линии фронта, в эпицентре войны, на баррикадах… когда-то. Старички с сединой, не утратившие запала… не все, некоторые из них и по случаю, желают ещё хрипеть, ломать нервно пальцами микрофон. В стельку пьяный барабанщик показывает «козу». Клавишник с банданой на голове разорвал на себе косуху. Жгут как могут!

А продавцы против!

Риффы, если коснуться малость реальности, чрезвычайно сильно раздражают продавцов музыкальных магазинов. И подозреваю, не только их. Менеджеры-консультанты готовы в истерике биться. А то и по голове не прочь настучать кулачками, только из-за того, что… ну, нарисовался человек-шкаф-сервант – фанат рока, ушибленный маленечко. И большущий охотник постичь электрогитару. Вот хочу и всё, хоть бейте меня! Он явился в магазинчик, а там чего только нет: электропианино, укулеле, и саксофон спрятался в стеклянном шкафу. Главная радость «рокомана» – гитара, то есть электрогитара. При покупке… а фанат-музыкант с «медвежьими ушами» на самом деле вознамерился приобрести вожделенный инструмент. Одним словом, при покупке надобно провести полевые испытания. Проверить, как поют и бренчат струны. И без всяких раздумий покупатель берётся за игрушку. Услужливые продавцы ему помогают как могут. Ну, скажем, помогают правильно «надеть» гитару, куда палец положить, и подсказывают, где находятся лады. И где шестая струна натянута. И попутно, продавцы-менеджеры (может они и рок-музыканты вдобавок) молятся про себя: только бы не… только бы не «Smoke on the Water». Может Боги услышат их, смилуются да избавят их от надоевших риффов. Но увы, упырь музыкальный дёрнул медиатором нужные ему струны, которые он разучивал порядка десяти лет на священном листе бумаги, на компьютере. Вышло, как и следовало ожидать, коряво и лажово. Будто кот Матроскин орал однажды мартовским утром. У тружеников магазинчика, тоже следовало ожидать, уши-то + и отвалились. Нельзя, никак нельзя играть «Дым над водой» группы «Deep Purple» в музыкальных магазинах.

Из истории: ещё в 1973 году в одном лондонском магазине красовалась табличка, написанная русскими, тьфу ты… английскими буквами: «DON’T F**CKING PLAY SMOKE ON THE WATER». Типа, им жутко надоело каждый божий день слушать эти «не убиваемые» звукоизвлечения… риффы. Яркий пример того, как суперхит может раскалывать головы, словно арбузы. Тогда и сейчас похожей бедой страдают чуть ли не все муз. магазинчики.

И не только из-за группы «Deep Purple». Достаточно огромен багаж заезженных, но весьма легендарных песен. К примеру, «Stairway To Heaven» группы «Led Zeppelin», «Satisfaction» от «The Rolling Stones», «Personal Jesus» от «Depeche Mode», «Nothing Else Matters» группы «Metallica», «Smells Like Teen Spirit» от «Nirvana», «The Trooper» группы «Iron Maiden», «Back in Black» от «AC/DC». И хорош. Так бы продолжать и продолжать, пока не свалятся облака.

Без Pink Floyd никак…

Для меня лично, пожалуй, сильнее всего отпечатался гитарным риффом «Pink Floyd» со своим крышесносным хитом «Money». И монетки сыпятся с игрового автомата… в начале пути. И гоняли мы кассету туда-сюда, записанную на отечественную МК-60. Пока она не стала скрипеть, визжать как резанная свинья. Пока не надоело смачивать кассетную подушечку, для смягчения звуковых артефактов. Измучили запись до невозможности. На помойку тогда. На помощь приходили… находили где-то импортные аудиокассеты TDK или Sony – девяностоминутки. Уж их крутили в деках магнитофона до неприличия долго, бесконечно. Как бы.

Стилевые вкусы и искусы

Причём в каждом стиле свой рифтовый слог. В металле, допустим, присутствует обилие палм-мьюта. И темп, ясное дело, больше скоростной. Риффы рождаются в нижних регистрах, на последних струнах – это мощь и надрыв, что-то бомбометающее. В популярном Black Metal куча великая с многообразными приёмами… как рвать гитару. Французский black отличается значительным количеством диссонансов, японский – неравномерными размерами, с гармоничными странностями и поголовной непонятностью, а американский – сквозит блюзовым перетеканием, с минорными аккордами в целом. В Doom Metal – преимущественно медленный рифф, плывёт, режет без торопливости тупым ножом замёрзшее масло. Безмерное количество фитбека от эффекта «Дисторшн». Ну, как-то так!

Stoner Rock
Stoner Rock

В блюзе, в меланхоличном немного звукопотоке, присутствует характерный рисунок «шаффл», где используется пентатоника и блюзовый квадрат. Два в одном! В Stoner Rock, рифы рока частенько вообще играются только на одной струне, с многократными приемами хаммер-он и пул-оф.

Конечно, все эти профессиональные местечковые словечки для посвящённого. Для обычного обывателя скукота; и зачем пытаться постигать всю эту стрекотню-терминологию? И тем, кто даже акустическую гитару в руках не держал… не лапал.

 

Кратко

Закон джунглей: если вдруг придёт такая блажь – убрали вдруг рифф. В результате, нет риффа – нет и песни. Нет великой композиции. Под рифф рекомендуется качать головой: вперёд, назад. Как собачка-игрушка с качающейся головой в салоне автомобиля.

Jack White
Jack White

А футбольные фанаты любят риффы

Иногда рифф выше и больше, чем сама песня. Есть один американский музыкант Jack White, участник группы «The White Stripes». Он как бы баловался… на репетиции что-то дёргал за струны, и вышел нечаянно уникальный рифф к будущей песне «Seven Nation Army». Он выдал нечто поразительное, его хит принялись петь даже футбольные фанаты. А они ещё те «певцы»! Вернее, певцы они никакущие, валенки. И пели… гудели они вообще не песню Jack White, а его уникальный рифф. Типа, «аоо-о-о, аэ-о-о», и что-то в подобном духе. То есть, рифф прыгнул далеко вперёд, опережая саму песню.

Ненавижу

Курт Кобейн жутко ненавидел свой хит «Smells Like Teen Spirit» за чрезмерную и дикую популярность. Куда бы он не пошёл, всё время от него ждали именно этого мегахита, в первую очередь. Спой да спой! Ещё его обвиняли фанаты в том, что он её где-то скопировал, слямзил.

Та самая злополучная песня от группы "Boston"

А ведь похожий (на 50-60%) рифф есть и вправду у группы «Boston». Ирония судьбы! По такому случаю, желая подразнить своих фанатов, Курт Кобейн спел на своём одном концерте эту песню группы «Boston». Приколист!

Roy Orbison
Roy Orbison

Почти про Джулию Робертс

Бывает и по-другому. Рифф как горячий пирожок с вареньем раздельно, а песня с мухами идёт отдельно… в другую степь. Будто не мама их родила. Ну, совсем не братья-близнецы. Помните фильм «Красотка»? Старенькая хитовая «Oh, Pretty Woman» Roy Orbison c шедевральным вступлением… ну вот, он сейчас всех порвёт! Сейчас устроит вам рок-н-ролл в Туманности Андромеды и на Альдебаране! Но тут произошло чудовищное недоразумение, автор композиции грипповал, наверное. Как только кончился риф и началась песня со словами, то пошла патока, слёзки потекли, а риф кончился, скончался. Обидно! Зачем же так распиливать изделие на две разные части?! Юмористы!

И наконец…

И, пожалуй, завернём на этом, поставив свою жирнеющую точку. Ведь и так понятно, что рифф – это сила, причём волшебная. То ли джинны нам её подарили… старик Хоттабыч. То ли с другой планеты инопланетяне занесли, закинули, по ошибке. То ли ещё кто поспособствовал. Но одно ясно как день: не будь этих самых резвых, ревущих, плачущих риффов, кто знает, что было бы с музыкой, роком как таковым? Может ничего!? Пустыня Сахара…

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас в