Все новости
ГРАММОФОН
6 Апреля , 13:00

Движение творческой мысли

4 апреля 2022 года в 18.00, в Концертном зале им. Ф.И. Шаляпина города Уфы прошел авторский концерт к 50-летию со дня рождения заслуженного деятеля Республики Башкортостан, композитора Азамата Хасаншина.

Азамат Хасаншин – один из ведущих композиторов и музыкальных деятелей России и Башкортостана. Его музыка регулярно исполняется на международных и всероссийских фестивалях современного искусства в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Уфе, Крыму, а также за рубежом во Вьетнаме, Сербии, Боснии и Герцеговине, Македонии. В концерте приняли участие ведущие солисты и коллективы Башкортостана и Уральского региона. Достижений действительно очень много, все не перечислишь, поэтому приступим к обсуждению юбилейного вечера. Да, и читателя предупреждаю о том, что повествование статьи ведется от человека, не имеющего музыкального образования.

Что же мне бросилось в глаза перед концертом: полное отсутствие ковров в зале им. Ф.И. Шаляпина, неуютно как-то. Ведущая концерта – член СК РБ Альфия Хабирова – хрупкая, миловидная, с приятным голосом.

Поразил и очаровал вокальный цикл на стихи японского поэта Исикава Такубоку. В концерте он (цикл) шел вторым номером. Исполнил это чудо камерный ансамбль современной музыки Молодёжного симфонического оркестра Республики в сопровождении сопрано (Эльвира Кашаева).

Как внимательно следил и исполнял за дирижерской палочкой Азамата Хасаншина его ансамбль, состоящий из восьми человек. В составе: лауреаты международных конкурсов, преподаватель Уфимского Государственного Института Искусств Эльвира Кашаева (сопрано), Мария Кравцова (флейта), Ильназ Хисамов (кларнет), заслуженный артист Республики Башкортостан Фларис Хисамутдинов (валторна), Юлия Уельданова (скрипка), Юлия Кошелева (альт), Алиса Якшидавлетова (виолончель), Нэлли Шахмина (фортепиано). Дирижёр Азамат Хасаншин.

Потрясло умелое использование извлекаемых музыкальных звуков – для создания картины о стране восходящего солнца. Не только ноты извлекали информацию о Японии, но и постукивание, жужжание, шушуканье, шелест, вой, скрип, стон, звук падающей воды... Все это, вместе взятое, нарисовало наяву прелестную картину: мой инженерный ум проследил за хрупкой изящной японкой, семенящей в деревянных гэта по каменистой почве, с кувшином в руках. Вот она наклонилась к ручью, зачерпывает воду. Сухие листья плывут в ручье и водоворотом хотят попасть в узкое горлышко глиняного кувшина. Тоненькими длинными пальчиками она отстраняет сухую листву, и они проплывают благодарно мимо, дальше по ручью, где её отец ловит рыбу на ужин.

Вот подул холодный ветер. Не сегодня завтра пойдет первый японский снег. Это ветер заставляет стучать сосны. И где-то за поворотом большой камень покатился по склону... Крестьяне из соседней деревни продают дешево землю; который год неурожай: кусты чая сгорели на безжалостном солнце; может, повезет на чужбине кому-то...

Хрустальный голос – (сопрано) Эльвиры Кашаевой, подтверждал увиденное в воображении; так ли видел свою музыку Азамат Хасаншин, сочиняя и собирая её из нот и других таинственных для нас музыкальных знаков?

Премьера Шестого струнного квартета оставила диаметрально противоположные впечатления: исполняли струнный квартет в составе лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста Республики Башкортостан Дениса Гранова (скрипка), лауреатов международных конкурсов Ольги Гимп (скрипка), Кирилла Анисимова (альт), Ольги Козловой (виолончель).

Чистое четырехголосие Струнного квартета с углубленным психологизмом интеллектуально-философских размышлений композитора заставил меня увидеть нечто подобное, изображенное на картинах: 1. «Ночной кошмар»: Генрих Фюссли, 1781, где молодую женщину терзает мифическое чудовище; 2. «Ад»: Ганс Мемлинг, 1485, где Бес с торжествующим выражением лица попирает ногами души грешников в аду и 3. «Крик» Эдварда Мунка, 1893, где художник-экспрессионист изображает кричащую природу.

Азамат Хасаншин до конца выступления струнного квартета не выпускал слушателей из тональности тяжелой драматургии. Вероятно, композитор хотел сказать нам о том, что все идеалистические идеи рано или поздно переживают свой крах. Полностью согласна с этим. Но хотелось на слух – просветления, надежды, человеческого послабления. В музыке этого не было. Азамат Хасаншин продержал меня в напряжении, при котором лишний вздох воздуха кажется неестественным, кощунственным… То ли дело песня Алексея Глызина «Поздний вечер в Сорренто», выпущенная в народные массы в 1999 году. Был секс на пляже ночью в городке Сорренто у исполнителя? Да, был! Вот и написал про это: все просто и понятно…

К чему ещё я, обыватель, осталась неравнодушна? Это Четвёртый струнный квартет. Исполнил его струнный квартет Южно-Уральского симфонического оркестра Челябинской государственной филармонии в составе: лауреат Государственной республиканской молодёжной премии имени Шайхзады Бабича Рустэм Сулейманов (скрипка), лауреаты Международных конкурсов Татьяна Галкина (скрипка), Наталия Маменко (альт), Илья Гутый (виолончель).

Мое дилетантское внимание привлек к себе Сулейманов Рустэм Салихович. Виртуозная игра исполнителя не отпускала от себя. Скрипка в его руках не только поет, а рассказывает и призывает.

Пять обработок башкирских народных песен в жанрах этнической музыки напомнили мне дискуссии в Уфимском литературном объединении, членом которого я являюсь, о трудности становления башкирской культуры и искусства по книге Айдара Хусаинова «Как большевики создали башкирскую и татарскую литературу и театр». В заключение хочу сказать, что авторский концерт в Концертном зале им. Ф.И. Шаляпина композитора Азамата Хасаншина дает возможность наблюдать движение творческой мысли автора.

Автор:Р.Г. САЙФУЛЛИНА
Читайте нас в