Все новости
ГРАММОФОН
8 Февраля , 13:34

Лучше петь, чем пить!

Разговор за рэп, за жизнь и неожиданно за хореографию и костюмы

Самыми энергичными людьми на современной сцене являются рокеры и рэперы. Откуда люди берут силы на творчество и почему творческое самовыражение необходимо, а также о хореографии, сохранении традиций и многом другом довелось мне поговорить с интересными и удивительными людьми за кулисами бирского фестиваля «Крещенские морозы».

Мне очень импонирует, когда люди ведут себя честно. Когда они стол называют столом, а заливную рыбу – заливной рыбой. Не юлят, не вертятся как уж на сковородке, а говорят, как думают, пусть и всякие несвоевременности или не в тему. Например, МС Бага (в миру коммерческий директор Альберт Римович Муллагалеев) сказал со сцены перед выступлением: «Мы вот тут пообщались с другими рэперами, и я-таки отстаиваю, что рэп – это музыка народная, потому что это музыка улиц, а кто ходит по улицам? Народ». И немедля подкрепил свою речь экспрессивным вступлением: «Расцвела черемуха, Настя, ай-е, подари мне счастье, ай-е, подари любовь!». Публика в зале, и не только Насти, подпевала и рэпер получил любовь зрителя, как исполнитель.

Мое внимание он привлек еще в первом туре по контрасту с другими, совсем юными, рэперами, это был явно взрослый человек с продуманной концертной и, как оказалось, жизненной концепцией. У него был интересный микс из звучания русского народного хора в музыкальной подложке и активной работы с публикой. Но после осмысленного посыла о рэпе, как народной музыке, я уверилась в необходимости подойти и поговорить.

На следующий день МС Бага легко и открыто откликнулся на тему дать интервью, а еще он познакомил меня с автором музыки к своим произведениям Владом Кутлузамановым из села Раевский. Можно предположить, что они наши «Gorillaz» – живут один в Когалыме, другой в Башкирии, но творят совместно.

Разговор протекал интересно и непринужденно со всеми собеседниками, круг которых расширялся по мере разговора. А я, начав с банального вопроса: «Как и когда вы начали сочинять рэп?», получила определенную эстетическую и психологическую программу современного творческого молодого человека. Уважаемый МС Бага начал с ранней юности: «Уже в старших классах было понятно, что впереди – кто-то уже бухал, кто-то по химической траве. И как-то было от этого тоскливо, я понял, что не хочу проходить через эту мясорубку. А давайте замутим рэп!» – сказал я знакомым пацанам, тем, кто музыку любили. И понеслось, где-то 2002–2003 был год окончания школы. Но я решил – «ЛУЧШЕ ПЕТЬ, ЧЕМ ПИТЬ».

Беседа плавно перетекла с личной истории на развитие рэпа и не только, в частности, коснулись хореографии, ибо на второй день выступали танцоры. А я еще по прошлому году была в растерянности и смущенных вопросах по этой номинации, даже много беседовала с руководителями танцевальных коллективов, но так и не разрешила сомнений. И тут они вспыхнули с новой силой, после свежего просмотра. МС Бага одной репликой дал исчерпывающую характеристику: «Потому что сегодня и здесь – это масло, в котором нету масла! Это хореография, в которой нет хореографии!» Потому что у всех на выступлениях была срежиссированная проходка с демонстрацией элементов выбранного стиля, тогда как современная хореография – это выступление минут на 8-10 , в котором что-то рассказывается языком пластики, это развитие истории, выведение на эмоцию, на захватывающее сопереживание зрителя танцорам».

Да, именно таковы тенденции современной хореографии, это можно увидеть в выступлениях ведущих танцоров в мире, этим же обуславливается интерес и возрождение драмбалетов, что когда-то были отдельным течением в классике, в них блистала несравненная Галина Уланова, а потом были и раскритикованы и скинуты с «корабля современности». И вот их опять начали ставить. Таков запрос времени к хореографии. К сожалению, даже «Уличная жизнь» не смогла представить номер, отвечающий психологическим запросам современной хореографии. Хотя этот коллектив по существу выбранного стиля ближе всего к текущей эпохе жизни. И еще печалька по поводу костюмов танцоров, почему они такие никакие? Но ведь если в замысле танцевального номера нет идеи, то и художнику, придумывая образ, который передается через костюм, не от чего оттолкнуться. На том и закончился неожиданный экскурс в область хореографии и все участвующие в разговоре вернулись к рэпу.

МС Бага отметил молодое поколение рэперов вообще, и также участвовавших вместе с ним на «КМ – 2017»: «Мы вот, предыдущая генерация, учились на американском рэпе, таких исполнителях как Канье Уэст. А сейчас новое поколение учится у российских рэперов, и поэтому уровень падает. А надо учиться у лучших». Тут я вставила пару реплик, что на нынешний момент считаю лучшими из современных – французских рэперов, а не американских, и удивляюсь, почему никто не берет из наших за образец Стромая. Тут произошел прилив вдохновения у МС Баги и у Влада Кутлузаманова, потому что Стромай – это уровень и по темам, необычным и актуальным, которые он не боится затрагивать в своих текстах, и по зрелищным концертам и клипам. Влад, правда, засомневался, а рэпер ли Стромай? Но МС Бага процитировал «Он сам себя считает рэпером, я интервью читал». Потом в пару французу по необычности, выходу за рамки жанра я привела в пример Александра Вертинского, как исполнителя и автора необычных песен, изначально мелодекламаций стихов под музыку. И на это Влад сказал, что невероятно приятно осознавать себя в одном ряду, пусть и далеко стоящим, с такой личностью. Как бы приблизиться к такой выразительности, в новом современном стиле. Я честно созналась, что из современных российских рэперов могу выделить и вспомнить только Рем Диггу. После такой личной истории у человека есть выход – либо умереть, либо творить. И Рем Дигга творит, причем понимая, что русский рэп не обязан быть все время злобным, он может быть разным. И лиричным, и ироничным, и веселым, как у моих собеседников за кулисами фестиваля «Крещенские морозы».

Немного броских цитат, возможно неточных (привожу по памяти):

«В моей жизни нужна ты или дефибриллятор» – Ефимов Роман («Спектр»).

«Будет все хорошо в этом мире несладкого добра, где-то счастья можно нарвать целый мешок. Меняем руки на крылья, мы заходим на обгон, времени у нас вагон, некуда спешить – впереди вся жизнь» – дуэт «Регги Рэй».

«Каждый день что-то происходит на этой планете. Кто-то хочет власти, кто-то денег, кто-то счастья, кто-то быть чьей-то частью» – Халилов Айнур.

«Рисуй по жизни, и месить начнем. Пасуй по жизни только лишь мячом. Выбирай быть профи или увлечен» – Владимир Вадимович Высоцкий («VIS KID»).

Автор:Галина Ефремова
Читайте нас в