Все новости
ГРАММОФОН
7 Декабря 2021, 15:17

«Rondo Veneziano»: галантный визионер барокко

В состоянии жгута и синхронно в мифическом состоянии бабочки Lepidochrysops … летишь, таешь, незаметно люминесцируешь. Молчишь, когда говорить попросту преступно. Зрители-интеллектуалы надели венецианские маски, напудренные парики. Чтобы, чтобы меня… себя в отражении не увидеть. И заглатываешь квазизвучание итальянского камерного оркестра «Rondo Veneziano». Он как раз кстати явился, как званый гость к обеду.

Пришедший, казалось бы, из прошлого – века семнадцатого, восемнадцатого. Барокко! Тривиально – типичная классика, некто лопочет – неоклассика двадцатого века! Врут, безбоязненно врут. Они – оттуда, из садов версальских (пусть будет и Франция), из дворца Дожей, канала Трепорти, палацо Ка-Реццонико. А слышите, как «несётся» скрипка, как она посвистывает, хнычет, смеётся – своё требует жадно. Виолончель вторит ей. И флейта-куртизанка томно следует за своими товарками. Сдружились не на шутку.

Оркестр зародился в ранние годы восьмидесятых (говорят, точная дата рождения в 1979 году) прошлого столетия, а кто знает? – может действительно куда ранее, когда во Франции правила династия Бурбонов, младшая ветвь Дома Капетингов, в эпоху зарождения классической музыки – в век галантный. И разумеется в Венеции дожа Паоло Реньер, Альвизе IV Мочениго… Бедная и разрозненная Италия. Да мало кто ещё правил… Во всяком случае «Rondo Veneziano» надлежало прибыть именно из тех завитков времени.

Джан Пьеро Ревербери
Джан Пьеро Ревербери

Джан Пьеро Ревербери уже весьма известен как композитор, аранжировщик и продюсер популярных итальянских артистов, надумывает создать своеобычную группу из студентов различных итальянских консерваторий. А вдруг выйдет толк? Коллектив назвался «Rondo Veneziano»; сам Джан Пьеро и не подозревал, что «местечковый» его проект станет мегаизвестным во всем мире, он взлетит, подобно птице, ракете. На первых порах группа представляла из себя камерный оркестрик, но позднее, с добавлением конъектурных ритмичных элементов, изредка и электронных лавирований, она превратилась в нечто большее. Иногда группа-оркестр исполняет классическую музыку Бетховена, Вивальди, Моцарта и Баха, но в основном музыканты сосредоточиваются на собственных произведениях. Стараются нести своё «лицо» в массы. Или несли, ибо последний альбом (упоминаемый в Википедии) вышел в 2005 году, концертная запись. В Яндекс.Музыке лежат альбомы вплоть до 2009 года, имеется сборник 2012 года. «Пиратская» сборка или нет? – неизвестно. Не хочется верить… неужели оркестр прекратил своё существование, бытие. Атласное, кринолиновое, шелестящее звучание и где оно теперь? Если позволительно применить именно такое выражение.

Джан Пьеро Ревербери выпускник консерватории Никколо Паганини по классу фортепиано и композиции, учился у самого Sergio Lauricella. Он начал карьеру еще будучи студентом, в 1954 году, в Милане, где его старший брат Жан Франко являлся продюсером и аранжировщиком тогда еще молодых и только подающих надежды певцов Андриана Челентано и Энцо Янначчи. Жан Франко должен был уйти в армию, и попросил брата его на время заменить, что тот и проделал весьма благополучно. Со своими новыми обязанностями справился на все сто процентов. Выходит, вместо одного музыканта Италия получила сразу двоих – мастер-дуэт братьев Ревербери, родоначальников ставшей позднее знаменитой "генуэзской школы" итальянских певцов.

Знакомство моё с ними состоялось почти случайно. Вернее, с их плывущей облако-музыкой. Да, опять виноваты во всём аудиокассеты. В годы девяностые вернулась меломанская мода – на инструментальную музыку двадцатого века. Опять засиял Fausto Papetti, Ennio Morricone, Kenny G, Richard Clayderman, Paul Mauriat, James Last, Francisco Garcia, C. Dulfer. И среди них затесалась и группа «Rondo Veneziano», отлично вписавшаяся в ту обойму, несмотря на то, что их мелодичные «пируэты» значительно отличались от других исполнителей. Потом удалось найти и отдельные альбомы, которые вошли в мою аудиоколлекцию. Живописно звучали тремоло и пиццикато из колонок музыкального центра, в момент посадки картофеля в огороде. Синички визжали от восторга. И штыковая лопата весело вгрызалась в майскую, ещё не совсем согретую солнцем, землю. Соседи, тоже ковыряющиеся на своём дворе – завидовали нам, сумасшедшим меломанам.

Многократно альбомы группы «Rondo Veneziano» завоёвывали статус «золота» и «платины». Статистика их продаж превышала цифру в 25 миллионов экземпляров по всей Европе. Более чем за сорок лет, прошедших со дня его основания в 1979 году, оркестр выпустил 70 альбомов (но хватает и всевозможных сборников). Более памятны, засели намертво композиции: «Casanova», «La Serenissima», «San Marco», а невероятная вещица «MusicaFantasia» вообще нечто… парящее где-то над землёю пушинкой, снежинкой. А то и фейерверк и извержение вулкана, и вспышка звезды в галактике – всё улеглось ровно в линеечку в одной композиции.

Бесспорно, их музыкальные сочинения, идущие по колее старенькой колесницы-времени, востребованы, желанны и сегодня. Хотелось бы увидеть их и вживую. Но где же вы, музицирующие?..

Если глянуть на их фотографии, которые лежат в открытом доступе в интернете, то сразу бросается в глаза то, что весь оркестр, состоящий преимущественно из женщин, одет соответственно той эпохи, которую они изображают, играют век XVII–XVIII. И обложки записей украшены венецианскими мотивами: гондолы, карнавальные маски, и да – наряды с фижмами, чулки, башмаки… Ни на одну букву не отступают от того времечка. Стилизованно, маскарадно, феерично!

Напоследок, перед тем как завершить эту маленькую статью, не помешает опять послушать «Rondo Veneziano», и пусть они вновь даруют мне свою необычайную лёгкость бытия, не обструкцию нашего изверга-дня. Даруют свою, пусть малость готическую, но сказку-фантазию с виньетками. А мы, я в свою очередь, останемся в балансированном состоянии бабочки Lepidochrysops… ибо нам, мне хочется летать и летать.

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: