Пришедший, казалось бы, из прошлого – века семнадцатого, восемнадцатого. Барокко! Тривиально – типичная классика, некто лопочет – неоклассика двадцатого века! Врут, безбоязненно врут. Они – оттуда, из садов версальских (пусть будет и Франция), из дворца Дожей, канала Трепорти, палацо Ка-Реццонико. А слышите, как «несётся» скрипка, как она посвистывает, хнычет, смеётся – своё требует жадно. Виолончель вторит ей. И флейта-куртизанка томно следует за своими товарками. Сдружились не на шутку.
Оркестр зародился в ранние годы восьмидесятых (говорят, точная дата рождения в 1979 году) прошлого столетия, а кто знает? – может действительно куда ранее, когда во Франции правила династия Бурбонов, младшая ветвь Дома Капетингов, в эпоху зарождения классической музыки – в век галантный. И разумеется в Венеции дожа Паоло Реньер, Альвизе IV Мочениго… Бедная и разрозненная Италия. Да мало кто ещё правил… Во всяком случае «Rondo Veneziano» надлежало прибыть именно из тех завитков времени.
Джан Пьеро Ревербери уже весьма известен как композитор, аранжировщик и продюсер популярных итальянских артистов, надумывает создать своеобычную группу из студентов различных итальянских консерваторий. А вдруг выйдет толк? Коллектив назвался «Rondo Veneziano»; сам Джан Пьеро и не подозревал, что «местечковый» его проект станет мегаизвестным во всем мире, он взлетит, подобно птице, ракете. На первых порах группа представляла из себя камерный оркестрик, но позднее, с добавлением конъектурных ритмичных элементов, изредка и электронных лавирований, она превратилась в нечто большее. Иногда группа-оркестр исполняет классическую музыку Бетховена, Вивальди, Моцарта и Баха, но в основном музыканты сосредоточиваются на собственных произведениях. Стараются нести своё «лицо» в массы. Или несли, ибо последний альбом (упоминаемый в Википедии) вышел в 2005 году, концертная запись. В Яндекс.Музыке лежат альбомы вплоть до 2009 года, имеется сборник 2012 года. «Пиратская» сборка или нет? – неизвестно. Не хочется верить… неужели оркестр прекратил своё существование, бытие. Атласное, кринолиновое, шелестящее звучание и где оно теперь? Если позволительно применить именно такое выражение.
Джан Пьеро Ревербери выпускник консерватории Никколо Паганини по классу фортепиано и композиции, учился у самого Sergio Lauricella. Он начал карьеру еще будучи студентом, в 1954 году, в Милане, где его старший брат Жан Франко являлся продюсером и аранжировщиком тогда еще молодых и только подающих надежды певцов Андриана Челентано и Энцо Янначчи. Жан Франко должен был уйти в армию, и попросил брата его на время заменить, что тот и проделал весьма благополучно. Со своими новыми обязанностями справился на все сто процентов. Выходит, вместо одного музыканта Италия получила сразу двоих – мастер-дуэт братьев Ревербери, родоначальников ставшей позднее знаменитой "генуэзской школы" итальянских певцов.
Знакомство моё с ними состоялось почти случайно. Вернее, с их плывущей облако-музыкой. Да, опять виноваты во всём аудиокассеты. В годы девяностые вернулась меломанская мода – на инструментальную музыку двадцатого века. Опять засиял Fausto Papetti, Ennio Morricone, Kenny G, Richard Clayderman, Paul Mauriat, James Last, Francisco Garcia, C. Dulfer. И среди них затесалась и группа «Rondo Veneziano», отлично вписавшаяся в ту обойму, несмотря на то, что их мелодичные «пируэты» значительно отличались от других исполнителей. Потом удалось найти и отдельные альбомы, которые вошли в мою аудиоколлекцию. Живописно звучали тремоло и пиццикато из колонок музыкального центра, в момент посадки картофеля в огороде. Синички визжали от восторга. И штыковая лопата весело вгрызалась в майскую, ещё не совсем согретую солнцем, землю. Соседи, тоже ковыряющиеся на своём дворе – завидовали нам, сумасшедшим меломанам.
Многократно альбомы группы «Rondo Veneziano» завоёвывали статус «золота» и «платины». Статистика их продаж превышала цифру в 25 миллионов экземпляров по всей Европе. Более чем за сорок лет, прошедших со дня его основания в 1979 году, оркестр выпустил 70 альбомов (но хватает и всевозможных сборников). Более памятны, засели намертво композиции: «Casanova», «La Serenissima», «San Marco», а невероятная вещица «Musica…Fantasia» вообще нечто… парящее где-то над землёю пушинкой, снежинкой. А то и фейерверк и извержение вулкана, и вспышка звезды в галактике – всё улеглось ровно в линеечку в одной композиции.
Бесспорно, их музыкальные сочинения, идущие по колее старенькой колесницы-времени, востребованы, желанны и сегодня. Хотелось бы увидеть их и вживую. Но где же вы, музицирующие?..
Если глянуть на их фотографии, которые лежат в открытом доступе в интернете, то сразу бросается в глаза то, что весь оркестр, состоящий преимущественно из женщин, одет соответственно той эпохи, которую они изображают, играют век XVII–XVIII. И обложки записей украшены венецианскими мотивами: гондолы, карнавальные маски, и да – наряды с фижмами, чулки, башмаки… Ни на одну букву не отступают от того времечка. Стилизованно, маскарадно, феерично!
Напоследок, перед тем как завершить эту маленькую статью, не помешает опять послушать «Rondo Veneziano», и пусть они вновь даруют мне свою необычайную лёгкость бытия, не обструкцию нашего изверга-дня. Даруют свою, пусть малость готическую, но сказку-фантазию с виньетками. А мы, я в свою очередь, останемся в балансированном состоянии бабочки Lepidochrysops… ибо нам, мне хочется летать и летать.