Все новости
ГРАММОФОН
8 Сентября 2021, 13:45

Наши шлягеры – там!

В ранее опубликованной статье «Лавина зарубежных хитов на советском телевидении» я прошёлся, с катком и без катка, по цепким композициям, что ловко крутили у нас с Останкинской башни, причём без позволения иностранных авторов. Иными словами, воровали, «пиратили». Но логично предположить, ведь и они – буржуи, капиталисты, ушлые иноземцы, тоже не лыком шиты. И они у нас тащили, как только под руку попадалось нечто стоящее.

Отечественная музыка утекала на запад… ну, пусть не целый вагон, но тележка точно. Две тележки! И не все информированы были о сём «хватай-бери» явлении. Одним словом, поговорю-ка я об этом. Пошуршу бумагой и пером, шариковой ручкой, клавиатурой… своими мыслями.

В 1962 году Аркадий Островский (с кустистыми бровями) написал пронзительную музыку на стихи Льва Ошанина «Солнечный круг». Кто её не слыхивал? Кто не пел? На уроках пения в школе в обязательном порядке заставляли её исполнять. Как-никак гимн мира! Тамара Миансарова замечательно спела жизнеутверждающую песню на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в том же 1962 году, куда съехались 18 тысяч юношей и девушек из 137 стран мира. А в 1963-м певица с солнечной песней победила на фестивале в Сопоте. Между прочим, поэт Лев Ошанин взял для припева строки из стихотворения четырехлетнего мальчика, напечатанного в занятной и увлекательной книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». О данном факте не сложно догадаться, ибо строчки сами подсказывали, шептали: прослеживается некая детскость, плюшевость.

Молодежный шлягер произвел сногсшибательное впечатление и на Бьорна Ульвеуса – будущего автора и музыканта группы «ABBA», который записал с группой «The Hootenanny Singers» бодрую композицию «Gabrielle», невероятно похожую на «Солнечный круг». Отличалась разве что исполнением – маршевым ритмом. Тамара Миансарова и близко здесь не стояла. Но, может быть, автором музыки где-то тихонечко указали Аркадия Островского? Ничего подобного! Выходит, слямзили? Хотя стоп! Нельзя утверждать: якобы композицию своровали, во всех понятиях этого слова. Оказывается, к Островскому за клавиром обратился шведский музыкант Стиг Андерсон, тоже имеющий прямое отношение к группе «АВВА». И тот, в свою очередь, ему не отказал. Однако никаких контрактов межу музыкантами с той и другой стороны не заключали. Да и СССР ещё не присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве. А значит, некому давать добро на подписание бумаг Аркадию Островскому. И само собой, шведы приписали себе авторские права на мелодию, аранжировку и шведский текст. А добренький композитор из Союза пусть идёт лесом. Выходило так!

В 1964 году осенью «Gabrielle» стала крупным хитом и поднялась аж на пятое место в шведских чартах продаж. Чуть позже группа с этой песней ворвалась в английские хит-парады. Разве не грустно? И где денежные отчисления настоящему создателю? Эх!

Замысловатое, пространное блуждание у музыкального произведения «Лебединая песня». Кто эту песню только не исполнял. Шлягер появился в 70-х годах в исполнении Евгения Мартынова. Он же написал к ней и мелодию. Стихи принадлежат поэту Андрею Дементьеву. На тот момент вышла пластинка-миньон армянской певицы Раисы Мкртчян, тоже поющей знаменитую вещицу. Ну, захотелось ей! Случается. И София Ротару пожелала сверкнуть звёздно, эффектно, броско с «Лебединой песней». Сей винегрет в порядке вещей в советской стране. Автор-творец не возражает, не лезет на стенку от гнева и ладненько! Невольно вспомнился певец, композитор (жадный) Юрий Антонов, который ни раньше, ни тем более сейчас никому, ни одной душе не позволяет дотрагиваться до своих нетленок. Вот что значит великая сила авторского права. Но я отвлёкся, вернёмся к «Лебединой песне».

Кубинский певец Miguel Chavez, бог знает из какой дали, положил глаз на «Лебединую песню». Вышла пластинка, где помимо вышеозначенной вещицы звучат ещё «Надежда» и «Мгновения» м прочее. Уж брать – так хапать побольше! Ему доводилось гастролировать в СССР, и не раз. Даже в Кисловодске умудрился побывать.  Miguel Samper Peiro, на сей раз испанский певец, известный в СССР как Michel – и он позарился на хит Евгения Мартынова. Да что там?! Zsuzsa Cserhati из Венгрии не обошла стороной «Лебединую песню». И она же спела вдобавок песню «Ещё не вечер» за авторством Ильи Резника и Раймонда Паулса. И немножко в манере Лаймы Вайкуле, спевшей впервые в телепрограмме «Песня-87». Но хочется разок вернуться опять к «Лебединой песне», ибо её спели и в восточной части полушария. И не где-нибудь, а в самой Японии неким Takeshi Terauchi с группой «His Blue Jeans». Группа, к прочему, уникальная, исполняющая взрывной гитарный сёрф с японскими интонациями. И она вызывает неподдельное любопытство: что-то в ней солоновато-драйвовое определённо есть. И нельзя не сказать, ведь сами японцы очень и очень неравнодушны к песне «Миллион алых роз». Липнут к «цветочному» хиту как мухи на мёд.

Рядышком крутится-вертится группа (ВИА) «Круг» с композицией «Каракум». Игоря Саруханова, безусловно, многие знают, как вокалиста и гитариста. Тем более он до сих пор поёт с группой, участвуя, скажем, в проекте «Ретро FM» или «Авторадио Дискотека '80». И в этом месте вмешалась Венгрия с группой «Corvina». Если быть точнее, Rezso Soltesz, бас-гитарист данной группы. И он-то и перепел знойно-жаркую» песню в те далёкие восьмидесятые годы.

ВИА «Самоцветы» с песней «Всё, что в жизни есть у меня». Честно говоря, этот шедеврик мне давно плешь проел: ибо гремел и рвал колонки он практически всегда. Время его нисколько не калечило. И сами «Самоцветы» подобно птице Феникс… нет, нет да частенько собирались (возрождались) попеть свои нетленки. И во главе стола, песенного их репертуара, конечно же, песня «Всё, что в жизни есть у меня». Несмотря на моё манкирование этой композицией, она диковинным образом приглянулась (как всегда) Восточной Европе и Великобритании. В частности, венгерке Sarolta Zalatnay и англичанам «Peters And Lee». Собственно, вышла целая пластинка с песнями Вячеслава Добрынина, которые исполняют европейские эстрадные исполнители.

А если взглянуть на эти скромные заимствования западом (а они действительно довольно скромные) чуть иначе. Боком! Как ни крути, а вся наша советская культура за железным занавесом развивалась локально, словно в тёмном подвале, в погребе с соленьями и картошкой. Что уж говорить об отечественной эстраде, русскопоющей в особенности. Наподобие кувалды нависает и «холодная война». Насаждение везде и всюду советской идеологии. Посему значительного успеха наша (советская) музыка не могла добиться на мировой культурной арене. Не безызвестен факт о ошеломительном выстреле группы «Парк Горького» в Америке. На пару лет. Но её восприняли прежде всего как экзотику из СССР… из разлагающейся советской страны. В качестве тарзанов, что ли. Мы в то время вызывали очень обильный интерес у западной публики – куда же мы такие «перестроечные» движемся?..

Но вот классическую музыку Петра Ильича Чайковского, Сергея Рахманинова... – хотя какой смысл перечислять их всех? – мир обожал и боготворит до сих пор. Просто растворяется в ней без остатка. И кто-то берёт (брал) на вооружение в своих творческих подвижках и начинаниях, в мейнстриме и аранжировках.

К примеру, Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse» часто использует куски симфоний Сергея Рахманинова, придавая своим хитам вычурный и величественный вид. Фредди Меркури в песне «Барселона» использовал коды того же Сергея Рахманинова. «All by myself» – просто-напросто ходила по рукам, чудовищно растиражированная. Пели и Фрэнк Синатра, Селин Дион, Том Джонс. В оригинале же исполнил Эрик Кармен; первый, так сказать, «пошёл». Написана им «All by myself» в 1975 году. Мелодии куплеты этой песни позаимствены Эриком Карменом у того же Сергея Рахманинова, во втором фортепьянном концерте.

Лезет из невозвратного прошлого русская песня на слова Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». И к ней почему-то всегда питали нежные чувства западные музыканты. К примеру, не ахово исполнила некогда популярная группа «The Seekers» («Из-за острова на стрежень» у них занимала первую строчку три недели в британских чартах). И отличились, перепевшие эту песню «Boney M» и Nick Kave. Про «Очи чёрные» и шептаться нет смысла. Сей шедевр в любимчиках чуть ли не у большинства людей, имеющих прямое и косвенное отношение к музыке. Песня своего рода создала джазовый стандарт во всём мире. Полагаю, не звучит преувеличено? А недавно бабахнула «Тёмная ночь» в исполнении Тилля Линдеманна из группы «Rammstein». Ну, и попало ему от поклонников песни и его фанатов. И интернет трясло от потока комментариев.

Пожалуй, на этом и остановимся. Можно бесконечно копать и копать кладезь классической, народной музыки. Рыть, выискивая серебрёные нити, колокольчики благозвучных мелодий, которые, бывало, использовали в своих записях западные гуру от Дома музыки. С отечественной попсой… эстрадой того времени, как уже говорилось, малость сложнее. Она преимущественно наша – излишне румяная, вычурная, непокорная. И зачем ей появляться – там – на западе? Правда, немного иначе дело обстоит с современной музыкой, альтернативным роком, но это будет другая история!

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: