Все новости
ГРАММОФОН
28 Мая 2020, 20:00

Гражданская оборона. Часть вторая

Инструкция по выживанию от Егора Летова Егор Летов был не только поэтом и музыкантом, но и философом с интересным мировоззрением. Относительно своих политических взглядов Егор высказывался следующим образом:

Интервью 1988 года, «Панки в своем кругу»:
«– Если касаться рока, то для меня такое понятие, как сопереживание, оно главное среди человеческих отношений. Т. е. рокер, вообще человек, который не способен сопереживать, когда другому плохо, то это не рокер, а значит, и не человек. Настоящий рок начинается с сопереживания…»
Из интервью 27.05.1994 года на фестивале «Русский прорыв», Москва, ДК «Крылья Советов»:
«Я считаю, что православие и коммунизм одно и то же. Тот коммунизм, который должен быть и тот, который делали в течении 70 лет, сильно различаются. Тот коммунизм, который должен быть ничем, не противоречит идеалам православия. Я в этом мнении не одинок вплоть до православных отцов церкви. Это идея равенства, братства, справедливости на земле…
– Как же Ваши антикоммунистические песни?
– Моя страшная вина и беда в том, что, когда я начинал свое творческое поприще, была полная уверенность в том, что сейчас происходит – Брежневский социализм (хотя это не социализм, а государственный капитализм и тоталитаризм) – он продлится еще лет 50. Поэтому война шла против тотальных символов того времени, во имя утверждения не капиталистических ценностей, и отнюдь не демократии, а во имя торжества ценностей истинно христианских, истинно коммунистических. Моя беда была в том, что я использовал символику глобально коммунистическую, хотя я имел в виду тот порядок, тот режим, который был на тот момент…
…Идет перманентная война между добром и злом. Она идет на всех уровнях на духовном, на метафизическом, на физическом. Происходит четкое расслоение всей оппозиции на людей непримиримых, радикальных и на людей, которые согласны идти на соглашения даже не с режимом, а с инерцией этой жизни…»
Из интервью 1994 г. после концерта «Русский прорыв» в г. Норильске:
«– Я стремлюсь к глобальной революции, к изменению земного и небесного миропорядка. Любой человек может то, что можем мы.
Мы – являемся идеологами новой революции, новой религии. Революция 17 г., в том числе носившая религиозный характер, смела православие, и вознесла новую религию – коммунизм. Но в силу ошибок, послаблений, идея не проиграла, но ее одолели силы, противившиеся ей. Мы создаем новую религию, способную изменить мир, и молодые люди, приходящие на наши концерты – это новые пассионарии. И их становится все больше и больше.
Мы поем песни для живых людей.»
О творчестве, из интервью 1995 г, г. Иркутск:
«– …Когда мы начинали, все наши действия носили очень эпатажный характер, и до сих пор еще носят. Я считаю, что все это очень правильно, потому что все то, что чего стоит, это все носит характер ни в какие рамки не вписывающийся. И когда мы начинали, мы использовали таранные методы борьбы: это маты и т. д. Всё, что не вписывается в систему, и крайний антисоветизм против того строя, который был тогда – брежневский государственный капитализм. Теперь я расхлебываю плоды моей глупости. На самом деле мы были не против коммунизма, чевенгуровского, платоновского, того, что создал революцию 17 года. Потому что это были наши люди и, если бы сейчас это дело повторилось, мы были бы в первых рядах с ними...
– …На протяжении всей истории человечества идет война между определенных сил. Все мы не являемся личностями в полном смысле слова. Во всяком случае, это не главное в нас. Все, что в нас личностного, – это самое хреновое, потому что как люди, мы (…) тяжелые, неприятные, некоммуникабельные. Я считаю, что мы являемся проводниками определенных систем ценностей. Без ложной скромности скажу, что в нашей системе ценностей находятся и Христос, и Достоевский…»
О современной культуре, из интервью в Москве, 16.05.1997:
«– То, что мы делаем, это из области создания новой идеологии, новой религии. Это борьба между определенных культур. Я считаю, что мы отстаиваем Культуру с большой буквы, а то, что мы имеем вот сейчас, – это полное ее нивелирование и разложение на всех уровнях. Про Запад я вообще не говорю, потому что на западе это все закончилось очень давно, совершенно конкретно. Там вообще культуры нет и быть не может, всё, это мёртвая зона, совершенно.
Из интервью 2000 года, г. Киев:
«– То, что мы делаем, это система действий или противодействий тому, что довлеет над средой. А давление бывает разное, оно бывает социальным и т. д. То, что мы делали, мы всегда показывали, как нужно действовать в любой ситуации (когда она меняется, а ситуация в наше время меняется ну постоянно). Мы пытаемся по возможности помочь живым людям…»
А спасение заключается в творчестве, в любом его виде: музыка, рисование, стихи, танцы, все, что угодно. Любая творческая деятельность помогает снять стресс, противостоять негативному воздействию агрессивной внешней среды. Раньше этим занималась религия, но ее влияние сегодня крайне ослаблено. Она уже не несет в народ того утешения, которое ей до́лжно нести.
Егор Летов выдержал давление советской машины, потому что он продолжал творить и выражал свои эмоции. Он помог своими песнями не только себе, но и другим людям, научив их спасаться самостоятельно.
Он показал творчество как выход негативным эмоциям, которыми нагнетает нас социальная среда. Как способ избежать депрессии, заявить о себе и получить реакцию других, только она (реакция) может породить чувство значимости и удовлетворенности жизнью.
Своим творчеством Егор показал путь доступный каждому человеку. Нужно начинать с нуля, не имея ничего, в одиночку можно заниматься творчеством и делать большое искусство – искусство выживать в человеческом обществе, оставаясь независимой личностью. Творческое наследие Егора Летова – это пример одиночного противостояния агрессивной среде, демонстрация способа остаться верным своему призванию, своим убеждениям и идеалам.
Его песни предельно точно уловили дух перестроечного времени – крушение старых общественных ценностей, которые стали носить формальный характер, сами люди перестали верить в них и в большинстве своем отказались от борьбы за них. Такие ценности, как социальная справедливость и равенство возможностей.
Слушая песни Летова, всегда возникает ощущение, что их сочинил парень, живущий в соседнем доме. Кто-то из своих, кто-то, кто живет той же жизнью и делит те же тяготы, что и ты.
Несмотря на то, что ему затыкали рот, травили нейролептиками, умалчивали, или выводили за сумасшедшего, он донес до нас правду о нашей жизни. Правду, которую он сполна, честно и стойко выстрадал. Его песни – духовная помощь тем, кому тяжело жить как в материальном, так и в психологическом смысле.
Относительно обвинений в суицидально-депрессивном нагнетании творчества Летова верно высказался его брат Сергей Федорович: «Когда у человека появляются мысли о самоубийстве – это не имеется в виду желание убить себя, а желание другой жизни. Песни Егора – это требование перемен, отказ: не хочу жить так, хочу что-то изменить в обществе».
Значимость личности Егора Летова отчасти подтвердил и официоз. По центральному каналу объявили о смерти музыканта, до которой его держали в информационной темноте.
Егор Летов скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в 16:57 по местному времени в 43-летнем возрасте. Он называл себя «христианином всех религий».
Егору Летову приписывают следующие слова, что-то вроде оставленного им ментального Завещания, в котором, пожалуй, отражен главный вектор всего его творчества:
«Не теряйте надежды и совести. Не впадайте в грех уныния. Не складывайте оружия. Не опускайте рук. Хватит заживо гнить в своих уютных капканах. Покиньте свои пыльные затхлые закоулки. Выйдите на свет безбожный. Вдохните полной грудью. Родина ждёт вас. Безнадёжно молодых, отчаянных и непокорных. Требуйте и достигайте невозможного. Наступите на горло своей тоске, апатии и лени. Казните свой страх. Действуйте так, чтобы смерть бежала от вас в ужасе. Мир держится. Пока ещё держится, на каждом из нас, живом и непобедимом. И пусть нас мало. Нас и всегда было немного. Но именно мы двигали и движем историю. Гоним её вперёд по сияющей спирали. Туда, где времени не было, нет, и не будет. В вечность. Так не позорьте же себя и своё будущее. Встаньте!».
Если верно, что бытие определяет сознание, то Летов все спел правильно, он сказал правду о нашей жизни, правду, которую так редко услышишь в фейковом мире легитимной лжи и всеобщей фальши. В мире, в котором чтобы сказать правду, очевидную всем, нужно быть отчаянным храбрецом, которому нечего терять. Именно таким мы помним Егора Федоровича Летова.
Игорь ГУБЕЕВ
Читайте нас: