+32 °С
Облачно
Все новости
ГРАММОФОН
21 Июля , 13:50

Сохраним навсегда Мандельштама, или Музыка возникает из поэзии! Часть третья

Ох, как Билли Новик и Петербургский Джазовый Актив исполнили строчку «все лишь бредни, шерри-бренди, ангел мой» Осипа Мандельштама, тем вытащив из глубины моей памяти и положив в копилочку к статьям про мандельштамовский трибьют личные ощущения, связанные с этим божественным для меня стихотворением.

Вспоминаю, как в двухтысячные начался ввод населения в красивую жизнь потребителя благ, и в журналах публиковали всякие статьи экспертов-сомелье. Там для иллюстрации бывали картинки – силуэты рюмок с подписью – какая рюмочка, фужер, бокал для какого напитка. И вдруг в Черногории я вижу в докерской домашней столовке, в городе Которе, сервант с подобной коллекцией разных стеклянных изделий наяву. Наверное, хозяйка не хотела забыть квалификацию бармена, кормя вкуснейшей похлебкой-чорбой усталых портовых рабочих. И все эти разнофигурные стеклянные сосуды для порционного употребления алкоголя тоже были подписаны по категориям напитков, и глаз мой выхватил слово «шерри-бренди». И, восхищенная тем, что данный продукт существует в реальности, а не только в поэзии, я немедля стала цитировать вслух стихотворные строки: «Все лишь бредни, шерри-бренди, ангел мой». Хозяйка немедля возникла и сообщила: «Да-да, есть, можем налить, добре-добре». А день был туманный, с перерывами на моросящий дождь, и я мужественно кивнула – наливайте! Подумать только, я пила поэзию в чистом виде, ибо многие-многие годы "бредни-шерри-бренди" было для меня просто словарным вывертом наподобие дыр-бул-щир. Хотя я знала, что "бренди" это "коньяк", производимый не в одноименной провинции. С советских времен помню – на этикетке «Злынчев бряг» было написано «бренди», болгары, видимо, соблюдали торговые конвенции в отличие от советских виноделов, которые подписывали свой напиток «коньяк».

Да и в столовку-то эту мы попали в виду своей бедности и страшной дороговизны Котора, конечно, крепость XIII века впечатляет, но потратить на еду 20 евро в кафе и ресторанах вдоль туристических маршрутов мы никак не могли. И тут я углядела стайку людей в желтых комбинезонах, идущих от порта в гору, на сером фоне крепостных стен, дороги и дождя – их было так издалека видно. «Это точно рабочие пошли на обед в какое-нибудь недорогое место, пошли за ними» и действительно – там, в секретном дворике с навесом, с колченогими столами с клеенкой, в меню была сытная чорба и стоила она 2 евро. А наливали ее в такие большие тарелки. В общем, черногорские порции для докеров – это прекрасно и для бедных туристов.

Спустя много лет я думаю, что вот в этом стихотворении, помимо шерри-бренди, было очень много того, что заставило меня помнить его долгие-долгие годы – и «строгий кукиш нищеты» и там, где «эллину сияла красота» нам зияет срамота. Оно такое – из невероятной кружевной пены слов и острейшего чувства утраты и несоответствия. И глядя клип Билли Новика & Петербургского Джазового Актива «Я скажу тебе с последней прямотой...», удивляюсь, как режиссер передал эту двойственность – сменяющимися кадрами теплой золотистой уютной атмосферы бара и промозглой снежной поземки на зимних улицах современного серого города.

 

 

Именно малое количество просмотров на этом клипе заставило меня продолжить статью про альбом-трибьют, и видеоклипы, созданные на эти песни. Потому что интернет-культура такая разнообразная и людям надо показать, где там лежат сокровища, как их найти.

Хотя некоторые активные пользователи находят сами подобные сокровища. Например, на песню группы «СВИДАНИЕ» – «Нежнее нежного» (Осип Мандельштам, 1909) первым выскочил кавер. Уже кто-то оценил песню и перепел. И это радует. А сам клип группы «СВИДАНИЕ» такой уютный: мама и ребенок – что может быть нежнее этих отношений. И голос вокалиста теплый, нежный, домашний. Такое исполнение сейчас называют ламповым.

А теперь перейду к тем артистам, кто пару лет назад попал было в мой список исследований «что нынче слушают молодые поэты». Некоторыми командами я тогда прониклась, но не группой «Курара». А вот теперь их подача меня заинтриговала:

 

Совсем другое впечатление (отличное от всех) оставил клип от группы «Курара» – дерзкий, лубочно-цветной, с нарочито утрированной актерской игрой «Кинематограф». И такой речитатив хлесткий. Очень соответствует «Разлука. Бешеные звуки\\Затравленного фортепьяно». Именно нарастают и нарастают в темпе «бешеные звуки».

Эдакое «маски-шоу» вперемешку с «Сентябрьским марафоном» и «Берегись автомобиля».

Актриса – усталая женщина с потусторонним лицом – стоит перед мясным прилавком рынка, и в перемежающемся кадре она же в дымке в изысканном платье, так подобранном к её типажу – на сцене, и третий вариант ее бытования в фартуке с подносом. «Какая горькая нелепость – цель не оправдывает средства, ему – актерское наследство, а ей пожизненная крепость», у меня такой парафраз получился из «Какая горькая нелепость»: «Цель не оправдывает средства! Ему – отцовское наследство, А ей – пожизненная крепость!»

Повторно смотрю, отмечаю множество нюансов, описывать их не буду. Посмотрите и вы. Услышьте, как выверено и четко звучит каждая фраза, как акцентирована каждая строчка этого стихотворения Мандельштама, даже трудно поверить, что это написано в 1913 году. Такой постмодерн, если сесть и после клипа перечитать сам текст. Визуализация удалась.

Следующей работой на стихи Мандельштама, впечатлившись мыслями о женской судьбе из клипа «Курара», решила послушать женский вокал и посмотреть клип певицы Алины Паш.

Ну, что могу сказать – невероятное фольклорное начало, да ещё и на украинском языке (а как будто и на древнеславянском – видеообразы и голос навевают что-то глубинное, древнее, могучее, исконное от земли, от заброшенных этих полей родом) и субтитры на английском к тому же. Alina Pash – «Среди лесов, унылых и заброшенных...» (О. Мандельштам, 1906):

 

 

Сильный голос Алины полон шаманской магии.

Именно эти стихи «написаны под впечатлением от рассказов о расправе правительственных войск с восставшими крестьянами в Зегевольде». В них боль стариков, которые получают жестокость от солдат возраста их детей – «Гостей незваных и непрошенных». «Они ворвутся в избы почернелые,\\Зажгут пожар – хмельные, озверелые...\\Не остановят их седины старца белые,\\Ни детский плач!»

Очень меня этот трек удивил. Способ подачи такого сложного материала – и музыкальный и визуальный – поражает до глубины души. Сердце поэта звенит в этом исполнении.

 

Продолжение следует…

Предыдущие части
Автор:ГАЛАРИНА