Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
30 Июля 2022, 17:31

Сын полка

В Башкортостане – семь сыновей полка Великой Отечественной войны. Один из них – Николай Васильевич Данилов, проживавший в последние годы в Белебее.

…Дед Микулай (Николай) был для своих внуков, Саши и Коли, хорошим другом. Рассказывал внукам и сказки, и были – например, о том, как в годы Гражданской войны их деревня оказалась между красными и белыми, а белые орудийным огнем деревню подожгли. Выгорело все, у деда Микулая уцелела лишь избушка. Крепко пострадал и сам дед: пока спасал лошадей из конюшни, от высокой температуры повредил и без того нездоровые глаза, через некоторое время вовсе ослеп.

Микулай и его жена Акулина были скромными честными тружениками. Акулина еще и обладала прекрасным нежным голосом, любила петь, а никогда не унывающий Микулай сам научился играть на скрипке и чувашском национальном инструменте шапар (род волынки), и ни одна свадьба в деревне не обходилась без его участия. Эту любовь к народной песне и музыке Микулай и Акулина привили своим пятерым детям – Ксении, Павлу, Филиппу, Ивану и Василию, а также внукам.

Их дочь Ксения вышла замуж за местного учителя, скрипача и гармониста Василия – тоже семья получилась «песенной». Василий был в районе одним из лучших учителей, да еще и слыл мастером самодеятельного искусства – даже в Белебей его приглашали выступить на вечерах и праздниках. Увы, в 37 лет он умер, оставив на руках своей любимой жены троих сыновей и дочь.

Среднего сына, Александра, в 1936 году забрал в Уфу его дядя Филипп, работавший тогда в театрально-художественном училище, и устроил племянника в детское музыкальное училище по классу скрипки. Проходя практику, 14-летний Саша играл в симфоническом оркестре Башкирского государственного оперного театра, ведя партию первой скрипки, – причем играл лучше ленинградского скрипача, который постоянно вел эту партию. Это поразило не только рядовых любителей музыки, но и педагогический коллектив музучилища и руководителей театра. Не обошла вниманием этот факт и редакция республиканской газеты, опубликовав о юном музыканте статью.

В 1940 году Саша привез в Уфу своего младшего брата, Колю, которого приняли в музыкальный интернат для одаренных детей-сирот. Но война помешала продолжить учебу, и Коле пришлось вернуться домой. Когда в семье узнали, что Саша, ушедший на фронт в первые же дни войны, в огне боев пропал без вести, одиннадцатилетний Коля твердо решил уехать на фронт, чтобы отомстить фашистам за брата.

Но это было позже. В 1942 году один из братьев Ксении Николаевны, Иван Вуколов, летчик бомбардировочной авиации, находился в Давлеканово – служил в военном авиационном училище разведчиков (ВАУР), готовившем летчиков для фронта. По его рекомендации Колю Данилова приняли воспитанником военного духового оркестра. Он носил военную форму, учился играть на трубе, но стремление отправиться на фронт не покидало Колю. И вот он, прослужив в оркестре всего три месяца, отправился на запад с эшелоном танковой бригады. Танкисты «зачислили» Колю в сыновья полка, а служил он сигнальщиком-трубачом.

…Ожесточенные бои шли в районе Кременчуга. Много страшного повидал маленький солдат – смерть, кровь, гибель старших товарищей… В июне 1943 года Коля Данилов был ранен. Об этом событии в своей жизни он вспоминал: «При выполнении задания по доставке донесения в штаб в районе станции Знаменка на Украине попал под обстрел дальнобойных орудий и получил множество осколочных ранений. Когда наступила тишина, я увидел перед собой солдат, которые и доставили меня в санчасть, а потом направили на лечение в полевой госпиталь. Там я каждый день видел, как умирали от ран наши искалеченные солдаты. Сердце было переполнено ненавистью к врагу».

После выздоровления Колю вернули в оркестр при ВАУР, где он пробыл до 1945 года. Будучи в отпуске, в Уфе получил медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Потом два с половиной года учился в Куйбышевском военно-музыкальном суворовском училище, получил хорошее музыкальное образование, стал музыкантом 1-й категории. С 1947 года в течение двух лет проходил службу в Алма-Ате в качестве музыканта духового оркестра кавалерийского полка, а когда в 1948 году полк был расформирован, музыканта направили в Одесский военный округ. Служа в духовом оркестре гвардейского полка, он одновременно участвовал в Ансамбле песни и пляски Одесского военного округа.

Демобилизовался Николай в 1950 году, вернулся на родину. Правда, надолго в родной деревне не задержался – перебрался в Белебей, где устроился преподавателем музыки. Работал в Доме культуры, организовал там духовой оркестр, художественную самодеятельность, в детском доме руководил хором сотрудников, нередко выступавшим на сценах города.

Там же, в Белебее, Николай встретил веселую, жизнерадостную певунью и плясунью Людмилу, с которой они прожили 45 лет, вплоть до самой кончины Николая Данилова в 1999 году.

Жизнь серьезно побросала Даниловых по стране. Три года жили в Керчи, где Николай по приглашению работал худруком во Дворце культуры судоверфи: организовал духовой оркестр, аккомпанировал хору на баяне, выступал с сольными номерами на скрипке. В 1967 году, после возвращения в Белебей и заочного окончания Уфимского училища искусств по классу баяна, отправились – также по приглашению – в Бурятию, где Николай Васильевич работал директором музыкальной школы в поселке Нижнеангарск. Квартира находилась на берегу озера Байкал, так что Даниловы несколько лет прожили в одном из самых живописных уголков Земли. Здесь их дочки, Ирина и Таня, окончили музыкальную школу. Надо было учить их дальше, и Даниловы перебираются в Норильск, где имелось музыкальное училище. Здесь Даниловы работали 18 лет, вплоть до самого выхода на пенсию, а в 1988 году вернулись в Белебей.

Выйдя на пенсию, Николай Васильевич организовал в Белебее хор ветеранов, в котором являлся бессменным руководителем и аккомпаниатором, – коллектив выступал перед фронтовиками и тружениками тыла, пенсионерами, школьниками, выезжал с концертами в районные центры, воинские части.

Автор:Алексей КОНДРАТЬЕВ
Читайте нас: