Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
22 Января 2022, 11:13

Разведчик Андрюшка Пижурин

В коридорах Московского государственного института леса студенты, встречая невысокого пожилого человека с наградными планками на пиджаке, почтительно здоровались со своим профессором. Они и сегодня учатся по его учебникам.

Все знали, что он был награжден девятью почетными медалями, – Международной академии наук, ВДНХ «Изобретатель СССР» и другими. Знали о его званиях действительного члена Российской академии естественных наук и заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации. Однако мало кто ведал о партизанском прошлом профессора Андрея Абрамовича Пижурина, для которого война началась в 13 лет на Брянщине…

Летчик с подбитого самолета

Андрюшка Пижурин с дружком Васькой Пыриковым помогали женщинам грузить снопы. Торопились, чтобы успеть обмолотить и припрятать зерно от немцев. Хутор в восемь дворов с громким названием Коммунар оккупантам не приглянулся, они наведывались сюда лишь изредка. Гарнизоны стояли в райцентре, в селе Сеща, где был военный аэродром. В той стороне только что отгремели взрывы – отбомбились наши бомбардировщики, сопровождаемые истребителями.

Телега уже была почти загружена ячменными снопами, когда Андрюшка увидел, как со стороны речки Иловицы быстро снижается к оврагу наш истребитель Як.

Андрей заскочил на телегу; потянув за вожжи, развернул ее. Рядом пристроился Васька.

– Куда? – встревожилась Андрюшкина мать. – Не ездите! Убьют!

Мальчишки не обратили на окрик внимания, погнали кобылу Ласточку к оврагу.

Самолет они увидели сразу. Возле него обнаружили летчика. Тот лежал на земле с неестественно вывернутыми ногами. Андрюшка подбежал к нему, приложил ухо к груди. Сердце билось с перебоями. Торопливо проверил карманы. Обнаружил партбилет, прочитал: Мальцев Степан Маркович. Сунул документ себе за пазуху, а заодно и пистолет летчика. Велел Ваське:

– Давай к мамане…

Женщины не стали охать при виде раненого. Вслед за телегой переместились в лесок. Там промыли раны, перевязали. Летчик пришел в сознание, сказал хрипло:

– В кабине планшет и шинель. Самолет сожгите.

Планшет и шинель Андрюшка с Васькой забрали ночью. Жечь истребитель пожалели. Нарубили березок, натыкали их вокруг самолета, сверху набросали сена, чтобы скрыть «ястребок» от рыскающих по небу и земле фрицев.

В уремной чащобе выкопали землянку, застелили сеном, накидали стеганых одеял. А сверху поставили шалаш. В этом убежище и прятали летчика до глубокой осени. Еду ему носили по очереди. А когда на хуторе встали на постой немецкие связисты, к летчику стал пробираться братишка Андрея – Ваня. Он был самым маленьким и не вызывающим подозрений у немцев. Но все равно делал круг – и в лес входил со стороны райцентра Рогнедино.

Разведчики

Стук в окно раздался после полуночи. Андрюшка поднялся с постели, отодвинул занавеску. На улице сыпал дождь, и он ничего не разглядел. Прошлепал босиком в сени, отомкнул щеколду. В дверь протиснулся мокрый небритый мужик. Андрей едва признал его. Сказал изумленно:

– Дядя Алеша? Ты же в армии!

Это был младший брат отца – Алексей Иванович.

Батальон, в котором он воевал, попал в окружение. В бою дядьку контузило, и он оказался в Рославльском лагере для военнопленных. Через девять дней исхитрился сбежать. И добрался до родного хутора…

Проснулась мать, охнула, поставила на стол чугунок с вареной картохой. Отправила сына спать. Сна у того ни в одном глазу. Лежал и прислушивался к разговору дядьки и матери.

– Партизанить буду, – сказал дядя Алеша.

– Так ведь не осталось мужиков-то.

– Поищем по деревням. Такие, как я, найдутся.

– Да и бабенки могут воевать, – сказала мать.

– Там поглядим. Главное – оружие раздобыть.

Андрюшка не удержался, соскочил с кровати:

– Есть оружие, дядя Алеша. Мы с ребятами насобирали, когда бои шли. Даже два автомата сховали.

– Где?

– В брошенном колодце на задах. Возьмешь нас с Васькой в партизаны?

– Малы еще…

«Все равно станем партизанами, – обиженно подумал Андрюшка. – Если дядька не возьмет, к рогнединским подадимся. Там отряд уже воюет».

Вскоре дядька ушел в лес. На хуторе остался из мужиков только старый Николай Никишов. Он зазвал мальчишек в свою избу и сказал:

– Партизанами хотели стать?

– Хотели.

– Попрошайничать по деревням пойдете. И глядите в оба, где стоят замаскированные пушки, какие номера на автомобилях и что за символы на них нарисованы. Поняли?

– Не маленькие, соображаем.

Тогда они еще не знали, что собранная партизанами информация уходит через линию фронта к разведчикам из конного корпуса генерала Белова, который готовился к рейду по тылам противника. Иногда разведчики появлялись и на их хуторе, шушукались с Никишовым и под прикрытием ночи растворялись в брянских лесах.

Однажды Никишов позвал Андрея к себе. У него сидел взрослый парень.

– Это лейтенант Григорий Сафонов, – сказал Никишов. – Тебе, Андрюха, задание: связать его с Костей Поваровым.

– Зачем? – удивился Андрей. – Он же старший полицай в Сещи!

– Не задавай лишних вопросов. Так надо.

«Наверно, на наших работает», – решил Андрей, направляясь в Сещу. Однако все равно опасался: а ну как схватит полицай и засадит в кутузку?

Встречные гитлеровцы не обращали внимания на худого мальчишку с котомкой. Только один, немолодой и толстый, поманил его пальцем. Когда Андрей приблизился, тот достал из кармана галету и сунул ее в Андрюшкину ладонь.

…Поваров, высокий, статный, в кожанке с нарукавной повязкой со свастикой, выслушал Андрея с выражением полнейшего равнодушия. Сказал:

– Передай, что буду…

…Еще раз пришлось Андрею встретиться со старшим «полицаем», когда на хуторе появился ночью военный разведчик Василий Алесейчик с радистом Сергеем Школьниковым и двумя девушками, Зиной Антипенковой и Шурой Черновой. Он уже не опасался повязки со свастикой, разыскал его в Сещи и сообщил место встречи с разведчиками.

Немцы по-прежнему бывали на хуторе лишь наездами. Партизаны скрывались в лесах близ села Кохоново. Наблюдение за передвижением гитлеровцев вели с сушилки для зерна, которая стояла без крыши и давала хороший обзор.

В тот день на наблюдательном посту находились Никишов и Андрей.

Карателей они углядели не сразу – те обошли Кохоново и двигались оврагом, начинавшемся в деревне Затишье. Андрей заметил их, когда они уже появились из укрытия.

Оба бросились к лесу, чтобы предупредить о появлении карателей. По беглецам ударил пулемет, ухнул миномет, и слева от них вспухла земля. Мины ложились спереди и сзади, но судьба, видно, хранила их. Густой подлесок стал для них спасением…

В тот день поселок Коммунар закончил свою жизнь. Каратели сожгли его дотла. Жители успели разбежаться. Тогда же женщины с малыми детьми подались в соседние села, где поселились у сердобольных людей. Парнишки ушли в партизанский отряд имени Чапаева, которым командовал присланный с «большой земли» капитан Данченков. В отряде Андрей встретил и своего дядю Алексея.

За год до освобождения

Андрей снова ходил по селам, где стояли вражеские гарнизоны, – в Бельскую, Деньгубовку, Дубровку, Федоровку, – высматривал, вынюхивал, запоминал. В составе группы под командованием дяди прикрывал партизан, когда те взрывали мосты на шоссе Рославль–Брянск, на подъезде к деревне Давыдчи, на повороте из Сещи на Дубровку…

Вместе со всеми пробивался Андрей через вражеское кольцо, когда партизанскую бригаду окружили эсэсовцы. Лежал часами в болоте, спал на снегу, устраивая постель из соснового лапника, перебирался вброд через ледяные реки, хоронил боевых товарищей…

После освобождения Брянщины просился бойцом в полк, но его не взяли по малолетству…

А летчик Мальцев, которого спасли мальчишки, выжил. Его переправили в партизанский госпиталь, а оттуда – на санитарном самолете через линию фронта. В госпиталях его лечили до февраля 43-го года. Из-за повреждения тазобедренного сустава одна нога стала короче. Но это не помешало ему снова подняться в небо, летать до конца войны на санитарном самолете и участвовать в войне с Японией.

Отец Андрея погиб ближе к концу войны, под Кенигсбергом. Незадолго до освобождения Брянщины погиб младший братишка Ваня. В возрасте 45 лет скончалась мать.

Но государство не бросило Андрея. И позаботилось о том, чтобы мальчишка-сирота получил образование и уверенно шагнул в будущее.

Автор:Юрий ТЕПЛОВ, военный журналист
Читайте нас: