Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
18 Марта 2021, 16:02

"Второй фронт" в истории и судьбах

Великая Отечественная война стала историей. Ее ветеранам – тем, кто может поделиться личным опытом и переживаниями, рассказать о том, что осталось «за кадром», – уже за 93 и больше. А многие вопросы, связанные с той великой войной, и поныне в центре внимания. Один из таких вопросов – образ союзников. В контексте истории Великая Отечественная война – важнейшая часть второй мировой войны…

10 июля 1941 года «Нью-Йорк геральд трибюн» писала, что если США останутся в стороне от германо-советской войны, то это будет выгодно Гитлеру, ибо, провозглашая, что он руководствуется только антикоммунизмом, фашистский диктатор стремится вызвать «паралич воли» в США. Развязывая вторую мировую войну, Адольф Гитлер был заинтересован в подавлении воли официальных кругов Америки. Вопрос будущего нашей страны казался ему уже решенным, а вот как себя поведут США – этого Гитлер не мог себе представить.
В своем докладе «Проблема войны и Советский Союз» (1936-37 гг.), представленном президенту США Ф. Рузвельту, американский посол в СССР Джордж Кеннан пытается обрисовать политическую обстановку в нашей стране, а также проанализировать механизмы вовлечения европейских государств в мировую войну.
Д. Кеннан стал первым американским дипломатом, постоянно жившим в Москве. По его словам, он имел возможность «наблюдать жизнь, общаться с официальными лицами, встречаться с простыми людьми из народа, ездить по стране и вести дневник».
Сохранилась его сравнительная оценка СССР и США, датируемая 1938 годом: «В экономической сфере следует учитывать сходство географического положения обеих стран и то обстоятельство, что они во многих отношениях будут скорее соперничать, чем дополнять друг друга. Следует также учесть дух соперничества и ненадежность, свойственную политике русских лидеров, отличающихся подозрительностью, бюрократизмом и приверженностью к восточным приемам в своей деятельности. В культурном плане нужно учитывать не только стремление к взаимопониманию народов двух стран и безусловную ценность их потенциала друг для друга, но также свойственное российским правителям стремление не допустить иностранного влияния на свой народ». Многие стороны советской жизни вызывали у Кеннана уважение и восхищение, но он был противником советской идеологии. В силу этого он видел враждебность во всех действиях Советского правительства по осуществлению внешней и внутренней политики. Эта враждебность, по его мнению, связана с милитаризацией, частью которой были коллективизация и пятилетние планы развития народного хозяйства нашей страны. Сейчас мы можем только посмеяться над подобными домыслами, но в те годы это были серьезные обвинения в адрес нашей страны, которые обсуждались правящими кругами западных держав. И все-таки президент США Франклин Рузвельт желал установления контактов с Советским Союзом ради отрезвления немецких нацистов и японских милитаристов.

…Доклад И. Сталина от 6 ноября 1941 года, где впервые было сказано о реальной помощи союзников, вызвал противоречивые отклики. Особым вниманием в то время пользовалась тема «второго фронта». К началу войны социализм в СССР уже набрал силу и мощь. Курс на индустриализацию страны давал результаты, идеология демонстрировала миру стабильность и прочность общественных отношений. Вместе с тем, большие потери, отступление Красной Армии добавляли гнева и негодования, свидетельствовали, что война будет затяжной. В этих условиях реальная и конкретная помощь союзников была важна. И СССР видел в Штатах именно союзника – к этому времени была достигнута определенная нормализация советско-американских отношений, а 21 января 1941 года Соединенные Штаты отменили «моральное эмбарго» на торговлю с Советским Союзом.
«Следует ли нам воевать, чтобы облегчить победу коммунизма в Европе?» – задавался вопросом обозреватель журнала «Нью рипаблик» Дж. Флинн в 1941 году. Но пока Америка выжидала, Советский Союз без рассуждений взял на себя бремя освободителя человечества от «коричневой чумы».


Советский солдат являл чудеса мужества и героизма – миссия освободителя мира от нацистского диктата была ему по плечу. Тем не менее, открытие «второго фронта» вызвало в СССР радость и одобрение. Одним из участников встречи на Эльбе был Ш. Нургалин, ныне житель деревни Старосубхангулово Бурзянского района. К этому времени он воевал в составе 58-й гвардейской стрелковой дивизии, а войну начал в Сталинграде, где получил первое ранение. Пройдя лечение в госпитале, после краткосрочного отпуска в ноябре 1943 года он был включен в состав 58-й Гвардейской стрелковой дивизии. Чуть ранее – 19 сентября 1943 года – за освобождение г. Краснограда дивизии было присвоено звание Красноградской. 8 марта 1944 года после изнурительных боев в обороне дивизия перешла в наступление. За форсирование реки Южный Буг в районе Александровки дивизия была награждена орденом Красного Знамени, за форсирование Одера – орденом Суворова I степени.
Ш. Нургалин воевал в составе 130-го Гвардейского орденов Кутузова и Александра Невского Висленского артиллерийского полка. Его военная специальность – вычислитель: он определял цели после получения разведданных. 25 апреля 1945 года на Эльбе части дивизии первыми встретились с 69-й дивизией американских войск. К этой встрече наши бойцы готовились самым тщательным образом. Рассказывает Ш. Нургалин: «Выглядеть чистыми и опрятными, таков был приказ. Сама эта подготовка уже настраивала на мирный лад, укрепляла желание вернуться скорее домой, завершить войну в самые ближайшие сроки. Американские солдаты с большим интересом и любопытством рассматривали нас. Они были очень добротно одеты, все были в касках. Из оружия у них были только пистолеты. Издалека кричали: “Рус, солдаты, здравствуйте”. Этот интерес был далеко не праздный – во всех своих действиях американцы выражали восхищение подвигом наших солдат».
Как и многие другие советские бойцы, Ш. Нургалин не владел английским языком, поэтому свое отношение к происходящему мог выразить только жестами и улыбкой. Встреча продолжалась не более 3-х часов, но за это короткое время солдаты сумели не только приблизить друг к другу две далекие страны, но и – пусть на время – объединить их…
Автор:Ирина Бакке
Читайте нас: