Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
4 Января 2021, 14:16

Сделка с дьяволом

План Маршалла считается одной из самых успешных внешнеполитических акций Соединенных Штатов. Апологеты упирают на его результаты: в Европе «быстро восстановилась экономика», и в СССР «могло быть не хуже» – если бы Сталин присоединился к плану Маршалла. Но почему СССР отказался это сделать?



Мастер-класс товарища Сталина
Первым делом зададимся вопросом – боялся ли Сталин брать в долг? Ответ – не боялся. Сталин прекрасно знал возможности экономики Советского Союза – по сути, он и был «главным управленцем» страны, причем управленцем гениальным. Примером того, насколько успешно Сталин брал кредиты, может быть кредит, взятый Советским Союзом у… Германии накануне войны. Расплачиваясь сырьем, причем сырьем далеко не высшего качества (необогащенная руда, низкосортная древесина и так далее – вплоть до свиной щетины и рыбьего пузыря), СССР получил новейшее, зачастую изготовленное на заказ оборудование для тяжелой промышленности, приборы и механизмы, а также ценное сырье. Стоит ли говорить, что эти станки и механизмы внесли огромный вклад в достижение победы в войне с немцами же – и что для победы в войне тяжелый карусельный станок, мягко говоря, поважнее рыбьего пузыря?
Но если Сталин не боялся брать в долг даже у врага – то почему СССР не присоединился к плану Маршалла? Значит, для этого были другие причины…
Почему?
Определить эти причины нетрудно – для этого нужно только немножко приподнять голову и посмотреть повыше «экономического роста», то бишь вкусной еды и красивых тряпок. Правда, на это, как показывает практика, не способны не только многие обыватели, но и некоторые министры, склонные навешивать ярлыки: мол, «отказываться от денег глупо». На самом деле, это не глупо – просто не все помнят, что поговорка про бесплатный сыр касается и их тоже, и не все могут мыслить государственными категориями, а не своим карманом.


Кстати, важной деталью плана Маршалла было то, что 5% предоставляемых средств предназначались для местной администрации. Если кто-то не понял – это была узаконенная взятка. Теперь понятно, почему французский премьер Бидо так вызверился на Молотова: мол, «а чего это он не берет?». Еще бы – представляете себе «откат» с целого миллиарда? Вот только не понял Бидо, что «Господин Нет» (прозвище, данное Молотову иностранными дипломатами, впоследствии такое же прозвище получил А. Громыко) – не из породы стяжателей.
Предложение присоединиться к плану Маршалла было заведомо провокационным. Создатели плана (на самом деле Маршалл, посредственный политик и столь же посредственный экономист, лишь озвучил чужие мысли) прекрасно понимали, что СССР откажется от присоединения к плану. Так они убивали двух зайцев – не давали денег своему противнику и обретали в глазах толпы ореол благодетеля: мол, предложили помощь, и не наша вина, что помощь не приняли.
Да и условия предоставления финансовой помощи были сродни договору с дьяволом, при котором, как известно, всегда останешься в дураках: чего бы ни получил и сколько бы ни прожил, а душу отдать придется. Обратите внимание, чего требовали Соединенные Штаты – открытости экономик Восточной Европы и СССР, принятия СССР общих принципов торговли и советского участия во Всемирном банке и МВФ. Если кто-то не замечает параллелей, то можно напомнить: именно это и было проделано на рубеже 80-х и 90-х. Крушение СССР и всего социалистического блока, коллапс российской экономики, кризисы последних двух десятилетий – это все следствие «открытости» и «принятия принципов». А теперь представьте – что произошло бы с нашей страной, если бы эти условия были приняты после самой страшной войны в истории?
Американские дивиденды
Соединенные Штаты всегда соблюдали в первую очередь свои интересы. Так, они были очень своеобразным союзником – официально сражаясь против Германии, неофициально они ей помогали. Американские компании поставляли в Германию нефть, сырье, приборы (в том числе электронное оборудование для самолето-снарядов «Фау-1» и ракет «Фау-2»).
Какие же дивиденды США получили от «бескорыстной помощи»?


Благодаря плану Маршалла США, по сути, привязали к себе экономику стран Западной Европы и, как следствие, вывели их в фарватер собственной внешней политики (в частности, план Маршалла стал основой для создания НАТО). Особенно хорошо ощутила это Англия – из войны она вышла крупным должником и «младшим партнером» Штатов. Так закончилась эра британского доминирования в Европе.
Реализуя план Маршалла, США сбросили в Европу излишек отпечатанных во время войны инфляционных денег, при этом заработав по 70 центов с каждого «безвозмездно переданного» доллара. Да, экономика Европы выросла – но в 50-х Европа сполна расплатилась за этот рост так называемой «Великой инфляцией». В 60-х европейцы полученные от американцев доллары стали возвращать. Поглотить их американская экономика не могла, и в результате в 1971 году США прекратили обмен долларов на золото: американская валюта золотом обеспечиваться перестала. И это тоже следствие плана Маршалла – по сути, он есть один из краеугольных камней нынешнего «мирового финансового порядка», когда США доминируют благодаря ничем не обеспеченной валюте и периодически «сбрасывают напряжение» в другие страны, обрушивая экономику целых регионов.
Рассуждения о «выгодности» плана Маршалла для СССР сопровождаются словами о «красной угрозе» – кстати, на создание «образа врага» была затрачена немая часть из «плановых» денег. Но в чем эта угроза заключалась? В том, что коммунисты приходили к власти законным путем? Показательна здесь позиция американцев, слывущих записными демократами: продавив взятками план Маршалла, они поставили условие: выгоните коммунистов – получите деньги. Демократия, как говорится, одержала очередную победу.
Кроме того, США при поддержке Британии и Франции спровоцировали первый Берлинский кризис 1948 года, самолеты американских ВВС вторгались в советское воздушное пространство на Дальнем Востоке (вплоть до 50-х количество инцидентов, в которых участвовали не единичные самолеты, а целые эскадрильи, исчислялось десятками, там шли настоящие воздушнее бои), США разрабатывали планы атомной войны против СССР… Так от кого угроза была больше?


Кое-что о деталях
Интересен и вопрос о «выкачивании средств» Советским Союзом из стран Восточной Европы. Как нередко бывает, здесь имеет место элементарная подмена понятий. Стоит назвать это якобы «выкачивание» его настоящим именем – а именно ПОЛУЧЕНИЕМ РЕПАРАЦИЙ, как все встает на свои места. Вспомним – практически все страны Восточной Европы, после Второй Мировой вошедшие в орбиту влияния СССР, в этой самой войне участвовали в качестве союзников Германии. Они стреляли по нашим солдатам и гражданским, они жгли наши дома. Простить? Румынские и венгерские части сражались на Восточном фронте, тяжелая промышленность Чехословакии была важнейшей частью индустрии Рейха – заводы «Шкода» строили танки и самоходки, оружейный монстр «Зброевка-Брно» снабжал вермахт стрелковым оружием… Забыть?
Есть и другие «мелочи», которые обычно игнорируются. Например, в Западной Европе большинство промышленных предприятий отнюдь не пострадало, что бы там ни говорили – авиация союзников даже в Германии заводы бомбила только в исключительных случаях, и на них нужно было только вернуть рабочих. Или вспомним то, что СССР должен был получить значительную долю оборудования и ценностей из Западной Германии – но США, Франция и Великобритания цинично сорвали поставки из своих зон оккупации, после чего СССР в одностороннем порядке отказался взимать репарации с ГДР, чтобы не обрушить экономику вчерашнего врага. А ведь у нас полстраны в руинах лежало, и каждый кирпич и станок были нужны как воздух!
В 1947 году Советский Союз, несмотря на засуху, изыскал возможности для массированных поставок продовольствия в страны Восточной Европы: тот хлеб, который был нужен нашим женщинам и детям, был отправлен – между прочим, от чистого сердца – нашим новым друзьям. Как показала практика, друзья оказались временными, и многие из них добра предпочитают не помнить…
* * *
На самом деле, план Маршалла не был «водоразделом». Корни противостояния наших цивилизаций уходят не в 1947-й, и даже не в 1917-й, а гораздо глубже – ему не десятки, а сотни лет. После окончания второй мировой, после краткого периода вынужденного сотрудничества все просто вернулось на круги своя – ибо Запад есть Запад, а Восток есть Восток. Мы всегда были и будем Западу костью в горле – именно поэтому на наши земли приходили тевтоны и шведы, армии Наполеона и Гитлера. Но лучше быть костью в горле, чем бессловесным прихлебателем, и лучше идти своим путем, чем ждать очередной порции крошек с барского стола властелинов мира.
Автор:Денис ЛАПИЦКИЙ
Читайте нас: