«Маску» первый раз вручили в 1995-м (скоро юбилей!). Учредил премию Союз театральных деятелей России. У руля премии стояли многие звезды (например, Михаил Ульянов). Было, само собой, всякое-разное, в том числе и скандалы, причем громкие. Почти 20 лет назад СТД РФ передал организаторские функции некоммерческой организации «Фестиваль „Золотая маска“», где директорствовала Мария Ревякина…. И вот теперь руководство премией у Ревякиной и ее команды отобрали.
Как ни крути, причины тут политические. «Золотую Маску» упрекали в поддержке оппозиционных настроений (вообще развитых в театральном мире больше, чем в любом другом — литературном, художническом и т. п.). Теперь премией командует напрямую СТД, во главе которого недавно появился энергичный Владимир Машков. Ну, то есть существует и дирекция, также поменявшаяся, но она больше по организационной части.
Перемены произошли на ходу, когда нынешний премиальный сезон уже шел. И получился он крайне скомканным. Начать с того, что номинанты были выбраны прежним составом экспертных советов и вряд ли отвечали требованиям нынешнего состава. Что график и план мероприятий премии (например, традиционный фестиваль) был также намечен заранее — и просто сорвался. Да, традиционного фестиваля «Золотой маски», когда в столицу приезжали провинциальные номинанты, показываясь и публики, и жюри, откровенно жаль. Ну и календарь сбился в плохую сторону: обычно вручали ранней весной, на пике сезона, а сейчас летом, когда сезон, по сути, закончился, чувствуется усталость, причем у всех, включая зрителей.
В итоге — не вручены «Маски» аж в 8 из 37 номинаций. Слишком много! Например, не наградили лучшего драматурга (опять же замечу к слову, что в их среде оппозиционные настроения особенно сильны, и обладателями «Маски», увы, являются фигуранты громких уголовных процессов…таких лауреатов, и правда, не надо).
Судите сами: не вручены «Маски» в номинациях «Лучший спектакль. Опера», «Лучшая работа режиссёра. Опера», «Лучший спектакль. Современный танец», «Лучшая работа дирижёра. Балет», «Лучшая женская роль. Балет», «Лучшая работа режиссёра. Оперетта/Мюзикл», «Лучшая женская роль. Оперетта/Мюзикл». А еще и многие объявленные лауреаты по разным причинам не явились на вручение премии… Думаю, не обошлось без протестных настроений. Фрондирование остается вполне характерным для нашей театральной среды.
Да что далеко ходить за примером. Все не просто даже у 80-летнего Льва Додина, ставшего лучшим режиссером по версии «Золотой Маски» 2024. Его Малый драматический театр в Питере в этом сезоне на некоторое время прекращал свою деятельность, а звезды театра — Даниил Козловский и Ксения Раппопорт — подвергались общественной критике за свои высказывания, и в итоге покинули Россию…
В общем, пока определенности с проведением премии нет. Так что во многом правы те, кто считал, что «Золотой маске» лучше было бы этот год вообще пропустить и начать следующий сезон с чистого листа.
Понятно, что лауреаты не виноваты. Среди них много работ из провинции (особенно как-то небывало отличился Татарстан) — и это хорошо. Есть и столичные театры, питерские и московские… И тут другая сторона медали: если бы «Золотой Маски» в этом году не вручали, их работы ее бы не получили, что несправедливо.
Очевидно, что «Маске» предстоит выстраивать всю свою программу заново, искать новые подходы и к организации, и к критериям, от которых, как всегда, ожидают прозрачности и объективности, но и чего-то новенького… Пока что это только половина от большой «Маски».
Думаю я в связи с этим и о литературных премиях — той же «Большой книге», о необходимости перестройки которой в писательском сообществе говорят так же много, как в театральном — о «Маске». Видимо, перемены ждут и ее.
Источник: РЕВИЗОР.ру