Все новости
ТЕАТР
22 Июля 2023, 17:19

Маяк и Баста

"Маяковский" в постановке Алексея Франдетти на музыку Басты в Ленкоме (я был на самом первом показе как раз в день юбилея героя) - это, если коротко, довольно анекдотичное зрелище. Но, как говорится, есть нюансы.

Итак, перед нами нечто вроде рэп-мюзикла. На самом деле, скорее, это рэп-ревю - набор отдельных номеров, собранных вместе в не слишком обязательном порядке. Например, грузинский номер или номер "на скачках" могли быть помещены в этот ряд, кажется, в любом месте. Такое неубедительное композиционное решение живо напоминает литературно-драматический монтаж, который любят старшеклассники. Ну и сами номера сделаны вполне стандартно - речитатив актеров, громкая музыка (в том числе и живая), хореографические движения немногочисленной массовки. Все. Переходим к следующему...

Что же касается музыки, то называть Басту рэпером, конечно, неточно -он давно занимается разнообразной попсой, может, использующей какие-то специфические ритмические элементы. Баста щедро поделился со спектаклям своими известными мелодиями, включая знаменитую "Сансару", завершающую все действие (да, да, с телефонными фонариками в зале! Публике, а был переаншлаг, понравилось! ). В работе принимали участие ребята из его команды Gazgolder. Сделали все технично, попса так попса, Бог с ней, с музыкой (уж не знаю, ставить ли здесь кавычки). Хуже, что создатели заставили Маяковского петь и говорить словами г-на Вакуленко. Это и правда смешно, когда персонаж говорит, например, о любви не цитируя " Про это", а продираясь сквозь полурифмованную кашу попсовых текстов. Читал интервью, где Баста с удовольствием говорит, что его самого сравнивали с Маяковским. Ну, прямое сравнение, мягко говоря, невозможно, но и косвенное хромает - уж конечно, г-н Вакуленко скорее рэп-Надсон...

Но вернемся к спектаклю. Концепция жизни и судьбы Маяковского выбрана самая примитивная: пылкий и глуповатый малый пал жертвой интриганки и злодейки. Ну, вы поняли, о ком речь. Персонаж в исполнении сериального актера Сергея Тикунова все два с половиной часа гиперактивен - он постоянно мечется, прыгает, падает, подпрыгивает и так далее. Так сказать, изображает сложную жизнь души. Все прочие персонажи (сцена заселена густо) еще более анекдотичны. Как правило они исчезают, едва успел появившись - как Виктор Раков в роли Горького с парой реплик (за исключением роковой Лили, она весь вечер на арене в исполнении Анны Зайковой). Единственная, пожалуйста, стоящая сцена - это баттл между Маяковским и Есениным (Дмитрий Никонов). Да и та как-то скомкана.

А теперь, собственно, нюансы. Если исключить некоторую нервозность и спутанность первого показа (по статусу это даже предпремьера), то все актеры отработали грамотно. Сложная, как ни крути, механика музыкального спектакля тоже не подвела. Танцы что надо. Костюмы и декорации вполне на уровне. Даже речитатив все читают убедительно. Все претензии - к режиссерскому решению. Алексей Франдетти, в чем мы не раз убеждались, хорошо владеет техникой, но крайне неубедителен в концептуально-идеологическом решении спектаклей. Иначе говоря, ему требуется придумать чего попроще, подоходчивее для публики и него самого, и это, простейшее, он доведет до совершенства и блеска.

Ну, Маяковский в сочетании с Бастой, это, конечно, анекдот, но не менее анекдотичен канадский мюзикл (!) "Онегин", сводящий историю к молодежным разборкам, и не содержащий ни единой Пушкинской строки. Его Франдетти поставил на Таганке. Еще один нюанс. Франдетти ныне числится глав режем Ленкомп. Говорю числится, поскольку, судя по всему, репертуарной и всей остальной политикой рулит директор театра Марк Варшавер (а Франдетти за свой главрежский сезон вообще поставил в Ленкоме единственный спектакль - именно вот этот). Так вот - как-то этот тандем внушает большие опасения по поводу судьбы легендарного театра. И не только в "Маяковском" тут дело...

Кстати, историю Маяка в версии НАСТОЯЩИХ рэперов я бы посмотрел. Но явно не на этой сцене.

Мой рейтинг - 6/10

Источник

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: