Все новости
ТЕАТР
30 Января 2023, 13:13

Семья Ералаш, а знакомые - нытики

Спектакль театра имени Моссовета "ШЕКСПИРГАМЛЕТ" (пишется именно так) - бодрая, но довольно бессмысленная постановка. Премьера сезона, юбилейного для театра, кстати - аж сотого! Постановщик, главреж театра Евгений Марчелли, свел всю историю к семейному аспекту (собственно, таков и подзаголовок - "Семья. Трагедия"). Причем это взгляд детей, а не отцов. Гамлет (Кирилл Быркин) тут субтилен и безволос.

Все первое действие он носится по сцене топлесс или вовсе в одних трусах вместе с немалой толпой массовки, своего рода античным хором, только бессловесным. Они не поют, уж скорее танцуют, образуя фон. На бегу прочитан и соответствующе скомкан и легендарный монолог "Быть или не быть". К матери (Евгения Крюкова) юный Гамлет, довольно неприятный, вечно ноющий подросток, испытывает, натурально, эротические чувства, что и наглядно демонстрирует смущенной публике. То есть, он не столько стремится отомстить за отца, сколько прищучить Клавдия, к которому ревнует мать. Клавдий же (Сергей Юшкевич, внешне точно копирующий Бориса Джонсона - какая находка!), похоже, и сам не рад, что ввязался в эту историю. Пасынка он побаивается и сторонится. Ну, так просто от него не отделаешься, и в итоге нытик- Гамлет его-таки доконает. Офелия (Анна Галинова), вопреки стереотипам - бодипозитивная, рыжая, энергичная... Зачем? Да просто так, чтобы публику удивить. Дальше этого режиссер, увы, не идет. Совершенно невозможно объяснить безумие такой Офелии. Легендарная "Мышеловка" просто повисает, абсолютно лишняя по выстраивающемуся сюжету. Финальная дуэль между Гамлетом и Лаэртом, где они изображают фехтовальщиков в современном облачении на дорожке и с табло, может, и эффектна, но ни с чем в постановке не связана...

Ну можно ведь было той же Офелии придумать историю с абьюзом со стороны отца или брата, что и свело ее с ума (или того хлеще - любовный треугольник Офелия-Лаэрт-Полоний). То есть, яркие, броские детали не очень сходятся в цельное режиссерское решение. Неистребимо "молодежный", я бы даже сказал традиционно-ТЮЗовский дух постановки, взрослого зрителя не раздражает даже, но заставляет пожать плечами: ну и что, собственно? Тут не то, чтобы оригинал "Гамлета" жалко, он и не такие интерпретации видел (взять хотя бы богомоловскую, идущию в соседнем Театре на Бронной).

Тут не очень понятно, зачем пьесу понизили в классе, не просто убрав заглавные буквы, но и сведя к какому-то подростковому шоу. То ли сотен молодых драматургов, заполонивших, кажется, все на свете, режиссеру мало. Тревожить тень Шекспира ему понадобилась! Ну а в целом вполне занятно, сценография остроумная, живые барабаны в японском стиле грохочут как надо, актеры работают, публика идет.

Мой рейтинг 7/10

Автор:Михаил Гундарин
Читайте нас: