Все новости
ТЕАТР
26 Сентября 2022, 12:00

Замутились чисты воды

Спектакль Театр Фоменко (премьера этой весны) "Чающие движения воды" по лесковским "Соборянам" - больше всего похож на тяжеленный кирпич. Не тот, что падает на голову, а тот, о который постоянно спотыкаешься. Все три с половиной часа, которые идёт спектакль.

В очередной раз поражаешься, как при отличной игре актеров, слаженном ансамбле, технично выстроенных мизансценах спектакль в целом остается мертв. Все дело, конечно, в режиссерской концепции (постановщик - главреж театра Евгений Каменькович). Правду сказать, и задача была непростой.

Лесков писал "Соборян" не как роман, но как "Хроники", что всегда подчеркивал. Это значит, что действие "специально" не организовано, оно подчиняется естественному ходу времени - во-первых (что сразу делает практически неразрешимой задачу театра по адекватной передаче такой прозы). Во-вторых - "Соборяне" подчеркнуто, я бы сказал, настойчиво идеологичны.

Главный герой - священник из глубинки Туберозов, страдающий от консервативного церковного начальства и туповатых светских властей. Так вот: за что он страдает? По мнению режиссера, очевидно, за излишний либерализм. Это у Лескова-то, который сравнивает своего героя с протопопом Аввакумом! Туберозов у автора стоит именно что на жёстко консервативных позициях, близких к старообрядчеству, а условные либералы изображены именно как его враги, мелкие бесы (и интеллигенция, и начальство - местные, и прибывшие из Петербурга деятели). То-то прогрессивная критика того времени Лескова заклеймила!

Иначе говоря, режиссер попытался перевернуть концепцию автора с ног на голову. Очевидно, тут была опора на недавнюю биографию Лескова Майи Кучерской, где тот, натурально, выведен западником и либералом. Сомнительная установка разрывает спектакль изнутри. Благодаря профессионалам (отмечу исполнителя главной роли Ивана Верховых, а также исполнителя дьякона Ахиллы Владимира Свирского), спектакль все же остаётся цельным - но чем дальше к концу, тем более скучным и вялым. Иногда подчёркиваемое режиссером (вырванное из контекста, кстати) резонерство Туберозова прямо невыносимо.

И ещё: Лесков просто любовался различными "русскими типами", которых в "Соборянах" просто галерея. В спектакле уцелели - и слава Богу! - только буйный и искренний Ахилла и простодушный отец Захария (его сыграл Николай Орловский). Остальные, по воле режиссера, просто маски, вовлеченные в некий шутовской хоровод, вроде как с намеком на нынешние обстоятельства жизни.

Повторю: если уж ты меняешь авторскую концепцию на прямо противоположную, неплохо бы сделать это осмысленно и последовательно. Чего мы здесь не увидели.

Мой рейтинг 7/10

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: