Все новости
ТЕАТР
13 Декабря 2021, 12:53

Золотая игла искренности «РАС-сказов» в Башдраме

Есть единственная сила, которая заставляет писать такие тексты «это желание повлиять на события в этом мире» – подумала я, слушая текст пьесы Виктории Емелёвой на лаборатории драматургии документального театра этой весной.

Поэтому сюжет и истории, рассказанные 2 декабря на малой сцене Башкирского драматического театра, были мне не в диковинку. Уже не ошеломляли, но были такими же жгучими, как и тогда когда исповеди родителей, записанные на листочках, просто читались. Я знала, насколько сложный и глубокий материал подняла в своей пьесе молодая актриса Виктория Емелёва. «РАС-сказы» называется пьеса, потому что РАС – это диагноз детей больных аутизмом. «Расстройства аутистического спектра (РАС) – общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами» (Википедия).

Это истории, рассказанные мамами и папами таких детей. Истории о бесконечной любви, о борьбе, о том, какие сложные эмоциональные и социальные волны захлестывают людей в этой ситуации. Это подлинные исповеди, собранные не сторонним наблюдателем, а человеком, который знает проблему изнутри, являясь мамой такого ребенка, и в то же время это художественное произведение. И спектакль имел особенное художественное решение. Слова наполнились визуальным рядом, и дополнились сценографией.

Когда я покупала билет, то обратила внимание на необычную схему зрительного зала – две шеренги в три ряда кресел, между ними сцена. Все зрители сидели напротив друг друга, а вперемешку с ними сидели актеры, они были людьми из толпы. Обычность, обыденность персонажей-родителей только подчеркивалась этим, посередине же были расстелены огромной линией листы ватмана, на которых рисовали «дети», безмолвно и сосредоточенно. Во время монологов лицо говорящего проецировалось на экраны позади зрителей. Удивительным и невероятным музыкальным сопровождением спектакля стала песня Виктора Цоя «Дерево» в четырёх таких разных аранжировках и исполнениях. Она была словно гимн, словно мантра, словно мольба, словно исповедь. Она была такой разной, разные голоса, разные жанры, разная исполнительская манера, но, вы помните её текст, так вот это было заклинание:

«Я знаю, мое дерево не проживет и недели.

Я знаю, мое дерево в этом городе обречено.

Но я все свое время провожу рядом с ним:

Мне все другие дела надоели,

Мне кажется, что это мой дом,

Мне кажется, что это мой друг.

Я посадил дерево.

Я знаю, мое дерево завтра может сломать школьник.

Я знаю, мое дерево скоро оставит меня.

Но пока оно есть, я всегда рядом с ним:

Мне с ним радостно, мне с ним больно.

Мне кажется – это мой мир.

Мне кажется – это мой сын.

Я посадил дерево.»

Заклинание о том, что человечность существует, потому что каждый человек «дерево», которое целый мир. Под эту музыку совершался невероятный пластический перфоманс. И именно тогда первый раз навернулись слёзы, движения актеров были пропитаны такой выразительной экспрессией, что в сочетании с песней пронзило меня, несмотря на знание материала. А что говорить о тех, кто впервые пришел на показ. Мощнейшее эмоциональное воздействие. Мы уже привыкли к тому, что это истории матерей, но Виктории Емелёвой удалось показать и сердца отцов в современном мире. Монолог о мужской ответственности Алмаса Амирова в самом конце растрогал даже тех, кто продержался без слёз весь спектакль. И давайте поздравим коллектив Башкирского Государственного Академического театра драмы им. Мажита Гафури – всех артистов и постановщиков спектакля, режиссера, хореографа, композитора, художника и конечно драматурга Викторию Емелёву с премьерой. С удивительной и уникальной постановкой сложнейшего проблемного материала.

Главная задача искусства – со-здание, со-чувствие, со-страдание, со-мнение, со-творение в конце концов. В новом атомизированном бытие социума есть новая немота, можно назвать её новой разобщённостью. И тут золотая игла искренности – нет гнева и нет вины – сшивает безучастный мир. Пока ещё мир зрителя, пришедшего на спектакль «РАС-сказы». Когда человеку жалко не только персонажа, но и самого себя, он узнает и в какой-то мере ошеломлен открытием своей «позиции» стороннего. Узнаваемо и неприятно, и хочется извиниться перед героями пьесы Виктории в те моменты, когда слышишь о негативном отношении окружающих посторонних людей. И вот такая у искусства есть способность – просвещая, вразумлять. Холодные строчки цифр из статистических отчетов не застревают в человеческом сознании. И только коснувшись до сердца, человек может пропустить через себя и осознать.

Такие постановки и произведения нужны – люди должны совершенствоваться. Это непросто, эмпатия растет и через боль тоже. Это необходимо, чтобы разобщенность превратилась в общность. В новую социальную гуманную общность, в которой будут жить наши дети.

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: