Все новости
ТЕАТР
6 Ноября 2021, 15:30

Пьянству бой

Спектакль Виктора Рыжакова "Пьяные" по Ивану Вырыпаеву на Малой сцене МХТ - притча, очень ловко замесившая откровенный абсурдизм с предельно реальными, даже физиологическими элементами.

Этот, старый уже спектакль, несмотря на сугубую камерность сцены, зрелище эффектное, устроенное очень остроумно. Вплоть до меняющей угол наклона сцены (поневоле будешь ходить как пьяный). Персонажи (условные, это антипсихологический театр, но носящие немецкие имена - пьеса была написана и поставлена впервые в Германии) изрекают вечные истины, и дело зрителей понять, это пьяный бред, или откровение. Вдобавок, актеры и одеты в условные клоунские наряды, и подача текста у них соответствующая.

В этом вся соль спектакля и пьесы. Говорится ведь про самое-самое, сущностное - про Бога, про ложь и правду, про жизнь вообще. Так Истина или дуракаваляние? Авторы намеренно уходят от выражения собственной оценки, и эта "плавающая" интерпретация, в общем, кажется старомодно-постмодернистской, потому раздражает.

Звёзды меж тем стараются, играют эффектно, что Игорь Золотовицкий, что Ирина Пегова (особенно!), что Виталий Кищенко, что другие - спектакль для малой сцены заселён густо. Сценография, повторю, эффектна тоже. А уж про музыкально-шумовое сопровождение и говорить не приходится - шедевр ("оркестр", состоящий из актеров спектакля, начинает представление пьесой композитора Маноцкова в стиле "конкретной" музыки - кто-то со скрипом тянет колодезную цепь, кто-то шуршит пакетом, кто-то ритмично царапает мелом по доске и т.п.).

И все же хочется прямых высказываний, а не вот этого всего, суперамбивалентного. Кажется, с 2014, когда состоялась премьера, вкусы поменялись (и на театре тоже). Тем любопытнее. Старые спектакли в этом смысле не менее поучительны, чем премьерные.

Мой рейтинг 7/10

 

Михаил ГУНДАРИН

Читайте нас в