Все новости
ТЕАТР
5 Июля 2021, 13:14

Рецензия на спектакль «Зулейха открывает глаза»

Ребята, которые сотворили Зулейху – творцы. Начиная с текста Гузель Яхиной, и заканчивая музыкой к спектаклю Ильшата Яхина.

Счастливы творцы. Счастливы те, кто находит возможности и способы реализовать в пространстве тебя окружающем свои внутренние видения, желания, хотения. Те, кто устремляет порывы в русло творения. Счастливы Микеланджело, Джордано Бруно, Лев Толстой, Сергей Есенин, Вера Комиссаржевская и сотни до них и тысячи после них. Вопреки трагическим судьбам. Вопреки ранним смертям. Счастливы Анатолий Эфрос, Billie Eilish, Василь Ханнанов, Николай Караченцев, братья Аскар и Ильдар Абдразаковы, Рифкат Исрафилов. И далее, далее, далее. 

Миллионы текстов написаны о творчестве. Написаны и будут написаны миллиард рецензий. И не так это важно хвалят они или ругают. Важен только сам момент творения. Сотворения. 

Ребята, которые сотворили Зулейху – творцы. Начиная с текста Гузель Яхиной, и заканчивая музыкой к спектаклю Ильшата Яхина. Назовем основные фамилии. 

Автор романа – Гузель Яхина.

Сценическая инсценировка – Ярослава Пулинович.

Режиссер-постановщик – Айрат Абушахманов.

Cценограф – Альберт Нестеров.

Хореограф – Ринат Абушахманов.

Свет – Ильшат Саяхов.

Музыка – Ильшат Яхин.

Спектакль решен пластично. Стоп-кадрами врезаются в сознание несколько моментов. Неожиданны режиссёрские решения, к примеру, когда Зулейха «тонет-плывет». В этот момент актриса на тросах поднимается в воздух. И это очень органично. Временами в спектакле сверху падает мишура – идёт снег. Йусуф (сын Зулейхи) поднимается на лодке в небеса. Все наверх поднимается – возносится. 

Моменты с постановкой света решены точно. Спектакль, читай: декорации, свет, спецэффекты – существует в пространстве органично. 

Если Зулейха сначала маленькая, забитая девочка, то к концу превращается в прошедшую Ад и Чистилище старуху с белыми нитями в волосах.

Так случилось, что посмотрела вариант со вторым составом. В главной роли - Ильгиза Гильманова. Роль решена через детскую непосредственность, ранимость и искренность. В процессе всего спектакля ее Зулейха пропускает через себя все события. Мы видим ее большие глаза. В них отражаются все ее чувства. Немного по-детски. 

Ее партнера играет Азат Валитов. Актер движет весь спектакль вперёд: самозабвенно тащит его на себе. Очень органичен. Если Зулейха – олицетворение  исконно женского, то Иван Игнатов – Мужчина. Просто он оказывается в одном месте со своими идеалами с людьми обыкновенными. Беспринципными. И им, конечно же, плевать на осужденных: «врагов народа». Они делают карьеру. Выслуживаются. Артур Кунакбаев, сыгравший З. Кузнеца – начальника Игнатова –  точно нашёл образ начальника. 

Начальника вообще. А не только советского функционера. Неожиданна и впечатляюща сцена с вениками. Сцена для спектакля проходящая. Баня: пар во всю, А. Валитов и А. Кунакбаев, пробегая откуда-то из парной, лупят друг друга вениками. И это врезается в память.

Айдар Шамсутдинов в роли Горелого заставляет зрителя смеяться. Он играет бывалого, какого-то тюремного элемента в прошлом. В целом спектакль тяжелый. И я была благодарна А. Шамсутдинову за смех, как за возможность некой разрядки. Ильгам Гумеров в роли художника вступает в одной сцене в конфликт с самим большим начальником и выходит победителем. Зрительный зал, конечно, ему сопереживает. Ирек Булатов преобразился в роли агронома. Так сильно, что пришлось заглянуть в программку и приятно удивиться, обнаружив его имя. Актер старается не повторяться в своих ролях, что не может не импонировать. Сара Буранбаева играет царицу в роли Упырихи. Она и величественна и грозна в своих владениях – в доме своего сына и невестки Зулейхи. И одновременно ее поступки ужасают нас. 

Еще несколько слов о спектакле. Действие несется вперед со скоростью паровоза. Не хватает пауз. Вдумчивости. Актеры, занятые даже  в небольших ролях работают на темпо-ритм. В первую очередь голосом. Многие вещи «кричатся». Резкие звуки зашкаливают. И они пугают зрителя. Вздрагиваешь. И, в конце концов, теряется острота восприятия. 

Спектаклю не хватает легкости, воздушности. 

После прочтения романа Гузель Яхиной остается ощущение какого-то света. Роман о силе духа. Спектакль же получился тяжелым и политическим. Тема раскулачивания, конечно, близка зрелому зрителю. У каждого есть страшная история как его прадеда вот тогда ещё…

 И, когда все актеры, в данном контексте, ссыльные, начинают петь: «Широка страна моя родная, много в ней …»  А в это время их «расстреливают», унижают, лишают звания Человека. Это не может не впечатлить. 

Спектакль награжден спецпремией фестиваля Золотая маска-2019 «За сценическое прочтение романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»». 

Творцы имеют право на свое видение. Свое прочтение. 

Творцы со-творили. 

Мы – зрители, стали Соучастниками процесса. И получилось неповторимое Действо. Когда Вы посетите данный спектакль (если Вы еще не сделали этого) результат будет немного другой. В этом и есть прелесть Театра. Каждый раз получается нечто неповторимое и чуть волшебное. И Зритель - необходимая часть этого процесса. И он тоже творец. Сотворец.  

Читайте нас: