Артист и волшебник Айрат Ахметшин
Все новости
ТЕАТР
25 Февраля 2021, 15:38

Стесненье пропало, градус повышен

Есть ли в зале пьяные? А что если мы вам скажем, что пьяны все и всем нужна срочная помощь профессионалов вплоть до помещения в вытрезвитель? «Скорая помощь, скорая помощь. Помогите! Здесь мой муж ведет себя очень плохо, ему нужна срочная помощь, он очень пьяный. Что, что? Да, да, я тоже очень пьяная, ну и что? Мы здесь все очень пьяные и нам всем здесь очень плохо». И вот так каждый день. Не удивляйтесь, что ничего не поняли, ведь то, что у трезвого на уме – то у пьяного на языке.

Не секрет, что «The театр» очень любит, чтит и старается понять творчество Ивана Вырыпаева, известного режиссера и драматурга нового поколения. Три спектакля, принадлежащих этому автору, были поставлены на подмостках маленького, но гордого и атмосферного театра. Так бы и существовала дальше эта популярная триада, но в жизни случается так, что звёзды уходят на пике своей популярности, оставляя после себя эхом «шоу должно продолжаться»: вот так же в эту субботу, 20 февраля, «The театр» последний раз порадовал своих зрителей «Пьяными».
Что наполняет нашу жизнь? Быт? Семья? А может быть, вино? Любовь – главная тема пьесы. «Когда любишь, всегда валяешься на полу. Потому что земля уходит из-под ног». А что если мы сами и есть ЛЮБОВЬ? Любовь к божественному в человеческой природе. Знакомый посыл, да? Опьянение в пьесе не носит бытовой окраски, его нельзя понимать буквально, это метафора просветления, ощущение подлинного течения жизни, эмоций, чуда, происходящего прямо сейчас. В течение одной ночи с героями происходят чудесные превращения: эта мистическое время – момент свободы и надежд, наваждения, час, когда у всех людей есть шанс изменить свою жизнь к лучшему – об этом спектакль.
Пьяные – это спектакль для всех и не для кого одновременно. Трактовка «The театра» во многих аспектах приобрела мистические тона: это мертвенно-белый грим, который в красном свете софитов роднит действующих лиц с зомби – хотя, возможно, именно такого эффекта трупа и добивалась, ведь речь пойдёт, как ни странно, о душе и о том, что она в себе заключает. Не обошлось и без «островков артхауса».
Если вы активно следите за деятельностью этого маленького театра, то, конечно, знаете, что «Пьяные» это одна из самых спорных, неоднозначных и всё же любимых постановок: найдётся место критике и разуму. Некоторые ставили в вину актёрам «The театра» переигрывание, или, вернее сказать, кривляние. Актерская игра создаёт семьдесят процентов успеха постановки: тот же поставленный аудиоспектакль мог бы быть шедевром и благодаря хорошим актерам. Передача чувств, эмоций, жизнь в образе. Однако, можно ли не переигрывать, показывая и без того гротескный образ пьяного человека? Алкоголь искажает жизнь, делает белое чёрным, поднимает все «грешки»: искривление закономерно. Несмотря на это, некоторые сцены были не совсем ясны зрителю, а потому могли даже вызвать отвращение: кому приятно смотреть на пьяные лица? Думается, это и есть «органичная передача образа», ведь ставка в данном случае сделана исключительно на актёров и диалоги.
Прославленный минимализм декораций «The театра». Непонятная ступенчатая конструкция – этого достаточно. Кто-то может увидеть в этом незамысловатую символику лестницы в небеса, например. Декорация – вещь универсальная: она может заполнять собой всё пространство сцены и быть вполне полноценным персонажем, а может и носить чисто номинальный характер, отдавая вожжи правления фантазии зрителя. И всё же, если копнуть глубже, то нужно ли «Пьяным» что-то вообще, ведь местом действия является не столько вегетарианский ресторан или обшарпанная квартира, сколько душа человека.
Зритель не глуп, он видит «месседж», иначе постановка не пользовалась бы популярностью. Но зачем человек вообще ходил на «Пьяных»? За атмосферой стыда, за крупицей истины, за тем, чтобы послушать, как другие говорят то, что самому сказать «стрёмно». Вопросы, которые пробуждала эта постановка, были индивидуальны, потому что сама истина перестала быть объективной, особенно когда поднимается вопрос веры, Бога, нашего никчёмного бытия. Нужно ли тыкать носом человека в его мусор, а может, стоит его пожалеть? Не зашкварно иногда задать себе пару лишних вопросов, даже если «тема-то бородатая». Оттого и печален тот факт, что «Пьяные» повеселились «крайний» раз.
Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: