Все новости
ТЕАТР
30 Сентября 2020, 14:22

Звёзды на небе и под ним. Театральная ночь-2020

Парадоксально, природа увядает, а культура наоборот только расцветает. Впрочем, в этом году у нас всё наперекосяк. Для тех, кто ставит культуру и хорошую компанию выше презренного вируса, 26 сентября в Лайфстайл центре «Башкирия», в зале событий состоялась «Театральная ночь-2020». Несмотря на то, что большинство театров и «оплотов» культуры поучаствовали в данной акции заочно, так сказать, в «онлайн-формате», ночь выдалась просто волшебной!

Да, зал, отведённый под мероприятие, конечно, маловат: не под стать амбициям. Но «в тесноте, да не в обиде». Желающих «окультуриться» вопреки запрету массовых сборов оказалось довольно много – и это приятно, ведь такого уютного и, что немаловажно, полезного вечера давно не было.
Открывали «Театральную ночь-2020» приветственные слова организаторов о том, что в современной сложной обстановке необходимо сохранять культурные традиции (в число которых, без сомнения, входит проведение «ночи» ежегодно) и поддерживать творческие коллективы, ведь искусство – это не просто развлечение, но и повседневное явление нашей жизни, оно неотрывно от современности: у него нет границ, как и у театра в частности. Театр – это не окаменелая «аксиома», но подвижная система: он постоянно развивается вместе со своей публикой, не одаривает ответами на сакральные вопросы, но даёт повод лишний раз подумать. Не надо бояться, что не поймёте спектакль: он для того и был поставлен, чтобы вы наполнились мыслями, чтобы развивались. В конце концов, Лайфстайл центр «Башкирия» стал на пару часов островком интер-культуры: пусть это не профессиональная сцена, но, на наш взгляд, хорошая возможность показать себя молодым актёрам и новым коллективам.
Первая постановка была показана коллективом с загадочной историей: его название несколько раз менялось, пока, наконец, не стало той самой «Республикой Х». «Спектакль без декораций» – так представили зрителям «зрелище», по-другому это и не назовёшь. «Те самые три слова» (или «Сахар») – напоминает мультфильм «Головоломка», но гораздо-гораздо глубже. Особенную грацию здесь вносит то, что всем актёрам от двенадцати до девятнадцати лет. Это история о молодом человеке и его девушке, вот только персонажи – это не сами люди, а мысли внутри головы.
Вот сколько, по-вашему, нужно «передумать» юноше, чтобы подойти познакомиться с симпатичной леди? А ведь внутри него всё ещё желание играть в компьютерные игры, пацанские песни под гитару, рядом желание купить в «маке» вместе с обедом игрушку, и там же мечты завести собаку, затем семью и быть счастливым, и уж совсем глубоко то, о чём молчит этот парень, самое сокровенное, крайняя черта. Но когда, наконец, получается подойти к девушке, и всё получается почти так, как и представлялось, жизнь наполняется любовью и смыслом – появляется сладкий вкус сахара во рту – самое замечательное чувство.
Девочки – это же совсем другое! Строгость, равнодушие и ответственность граничат с паникой, лиричной музыкой, косметикой и гламурными позами: здесь история любви выглядит совсем иначе, хотя и носит такой же смысл. Для девушки любовь – это не сахар, но те «главные три слова», на которые не всегда хватает смелости у молодого человека.
Трогательная история любви этой пьесы для юных актёров не просто «текст», но момент более личный: некоторые из них действительно встречаются, и это видно, ведь эмоции, которые были показаны на сцене, были полностью идентичны тому вулкану чувств, которые наполняют простые человеческие отношения.
– Что вы почувствовали, играя сегодня такую сложную в психологическом плане вещь? – спросили мы у молодых талантов.
– «Тёплый» зал, да?
– Да, зал чувствовал то, что мы пытаемся рассказать не словами, но больше эмоциями. У каждого зрителя была такая же история любви, как у многих из нас (актёров). Это, на самом деле, история наша. Нас все понимали сегодня.
– Чтобы вы посоветовали детям, которые тоже хотят раскрыть в себе актёрский талант?
– Конечно, приходите на кастинг в нашу студию! Чернышевского, 88, Арт-квадрат, Уфа, Башкортостан!
– Как вы читаете, искусство доступно каждому, оно имеет свой круг границ? Ведь есть вещи, которые не каждый может уловить. Сегодня, например, в вашем спектакле были моменты, которые не сможет понять человек, не испытавший таких «любовным метаморфоз».
– Вы знаете, мы все начинали с нуля и достигали вершин в духовном плане. Человеку не обязательно понимать, главное – это чувствовать. Даже если кто-то не понял, но у него есть это внутри. Когда это поймёшь, то станешь чуть счастливее, чем был.
– Сколько лет вы занимались, чтобы достигнуть такого уровня «подачи эмоций», который был продемонстрирован сегодня?
– Каждый по-разному: семь лет, один год, три месяца, две с половиной недели.
– Люди особого тонкого настроя души, чувствительные даже всплакнули сегодня, глядя на вас.
– Мы тоже плакали, потому что эмоции – это самое важное.
Окончание нашего маленького разговора увенчалось самыми тёплыми «обнимашками». Дети из студии-театра К. Хабенского «Республика Х» доказали, что не важно сколько тебе лет, какое у тебя образование и сколько ты зарабатываешь, а главное – это умение понимать эмоции и дарить их, как делали на протяжении почти двух часов юные актёры.
Признаться, после «Сахара» можно было смело сказать: всё, ребята, гасим свет, лучше уже не будет. Как обманчивы чувства! После короткой передышки студия «Alter Ego» продемонстрировала чрезвычайно экспрессивный фрагмент из «Гадких лебедей», которому предстать перед зрителями полностью в этом году, увы, помешал карантин. После смешного и в меру лиричного спектакля, грустный и сложный монолог с поэтическими вставками на видео – «видео-перформанс» – было очень сложно воспринять правильно. Спектакль как будто существовал в двух измерениях: здесь, в зале, и на экране, в параллельном мире. Однако, как нам показалось, «диалог отцов и детей» состоялся: актёр, который читал монолог вживую, был своего рода подсудимым, о чём говорил его внешний вид: небритое лицо и длинный плащ. Дети на экране обличали мир во лжи и излишней глупости, которую, бывает, проявляет цивилизация в целом. Мораль для всех одинакова, но только взрослые в ответе за планету, которую они оставляют своим детям: "миру нужны художники, а не пропагандисты" – наверно, это можно назвать негласным девизом «Театральной ночи-2020».
Перед «финальным аккордом» вечера зрителей ждал небольшой и забавный интерактив: перетащить стулья безумно с одной площадки на другую – нарушителям тишины «штраф» в размере десяти рублей.
На десерт немногочисленным оставшимся зрителям досталась комедия «Стёртые поцелуем» от «мэтров» современных театральных коллективов в Уфе «МТМ имени менЯ». Нам думается, что вечер окончился на очень правильной ноте, ведь смешная история о поиске любви «среди любовниц» (которую можно будет посмотреть ещё раз 1 и 15 октября) даёт настолько сильный заряд желания жить, чувствовать и творить, что невозможно описать словами (чего мы, собственно, и не делаем).
Выходить из Лайфстайл центра «Башкирия» уже 27 сентября во втором часу ночи было сложно: не хотелось, чтобы всё заканчивалось. И пусть добраться домой в столь поздний час было проблематично, но мы уверены, что такая мелочь не могла испортить впечатление от «Театральной ночи-2020».
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: