И погода порадовала тоже: когда я вышла из дома, моросил дождик, пока я дошла до угла улиц Чернышевского и Мустая Карима, он прекратился. И все пришедшие (а было много зрителей с детьми) смогли от души насладиться весельем, которое дарит комедия дель арте, или комедия масок – вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Спектакль начинался и заканчивался парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и дурачествами, состоял из трёх актов. В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии. Действие было ограничено во времени (двадцатичетырёхчасовой канон). Схема сюжета также была канонична: молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды.
Основой спектакля в комедии дель арте являлся сценарий (или канва) – очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц.
Но смотреть было на что. И условность, и вычурность персонажа не мешала самым маленьким зрителям сопереживать голодному слуге, который поймал невидимую муху и рассуждал о вкусе мушиных крылышек под соусом терияки, детки заметили воробушка, прыгавшего перед сценой, и советовали вслух поймать его. А уж то, как находчивый слуга воспитывал скупердяя Панталоне: «Запомни: ты – мешок с кофе, ты ни на что не реагируешь» – пробило на смех даже более скептичную взрослую публику.
Спектакль был полон всяких нюансов, которые просто надо видеть и бесполезно пересказывать. Импровизация всегда позволяла адаптировать комедию дель арте к новой публике, к новостям города. Искусство импровизации заключалось в находчивой подаче реплик в сочетании с уместной жестикуляцией и умением свести всю импровизацию к исходному сценарию. Для успешной импровизации требовались – темперамент, чёткая дикция, владение декламацией, голосом, дыханием; нужна была хорошая память, внимание и находчивость, требующие мгновенной реакции; богатая фантазия, превосходное владение телом, акробатическая ловкость, умение прыгать и кувыркаться через голову – пантомима как язык телодвижений выступала наравне со словом. И всё это нашлось у уфимских артистов.
После представления я подошла к актерам занятым в спектакле и сфотографировалась с ними. А вот с Ангизой Ижбулдиной ещё и побеседовала немного о дальнейших планах, и спешу сказать вам, дорогие театралы: 16 августа состоится «день рождения» De Bufo (перенесли с апреля) – театральный фестиваль – с 4 часов дня и до 11 вечера будут показывать подряд разные спектакли этого театра в АРТ-квадрате. И кто не видел, или пропустил что-то – самое время посмотреть. Так что встречаемся, господа театралы, 16 августа на том же месте, в центре старой Уфы, в прекрасном пространстве, сами приходите и друзей приводите.