Часовни. Сверх того, недавно сооружены за чертою города две каменные красивые часовни – одна на западе, на дороге, идущей в Бирск, другая на северо-востоке, на пути в село Богородское, у которых, бывает во время крестных ходов, встреча и проводы икон Казанской Божией Матери и Чудотворца Николая.
Вообще Уфа расположена очень пространно: места под домами по большой части обширные; нет той тесноты, какая встречается во многих других городах, что, вероятно, и препятствует в настоящее время большому распространению пожаров, которые прежде страшно опустошали город. Улицы здешние тоже большею частию широкие; но исправление их идёт чрезвычайно медленно и только некоторые из них приведены в настоящее время в довольно порядочное состояние; прочие же до сих пор находятся в первобытном положении.
Шоссейному устройству улиц положено начало Губернатором Балкашиным, и первоначально исправлен средний переулок, соединяющий площади торговую и соборную. С того времени началось исправление и других улиц: тротуары вместо прежних – узких, деревянных – заменяются широкими насыпными и убиваются кирпичом и щебнем, но только плохо и потому многие неровны и грязны; канавы обкладываются плитняком, которые скоро, впрочем, обваливается. Но не смотря на медленность исправления в устройстве улиц и в обстройке города, замечается огромная разница сравнительно с прежним временем. Теперь всё же, хотя по главным улицам возможно в дурное время проходить в калошах; прежде же они были буквально непроходимы, и пешеходам часто приводилось терять их в грязи и возвращаться домой в одних сапогах.
Красота местоположения. Хотя Уфа уступает многим губернским и даже некоторым уездным городам в красоте и устройстве улиц и домов, но за то она имеет большое преимущество перед многими из них в живописности местоположения, которым по справедливости может гордиться. Вообще можно сказать, что она весьма богата хорошими видами; лучший же вид на город представляется (в особенности утром) с Усольской сопки, самого возвышенного пункта в старой Уфе. Оттуда виден едва не весь город, как на ладони, с его храмами, общественными и казёнными зданиями, особенно выдающимися из всей массы строений, окружённых почти повсюду группами зеленеющих деревьев: левее извивается река, а за рекой рисуются лес, луга, пашни и налево несколько деревень и сёл. Весной же почти всё это видимое за рекой пространство покрывается водой.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 30 мая)
Окрестности города. Теперь остаётся ещё упомянуть о немногих местностях за городом, заслуживающих некоторого внимания.
Мужеский монастырь. Версты за 2½ к востоку от города, не в дальнем расстоянии от реки Уфы, на живописной местности, находится мужеский Успенский монастырь. Он обнесён также, как и женский, каменною оградою, внутри которой заключаются две каменные церкви – Успения Богоматери, с двумя приделами и Св. Митрофания Воронежского; два каменные двухэтажные небольшие корпуса и флигель, не считая ещё других деревянных строений. Кроме того здесь же помещено кладбище, на котором хоронят и мирян; в числе последних тут погребён один из губернаторов Нелидов, который был человек очень богатый и отличался благотворительностию; ему поставлен здесь мраморный памятник. Монастырь этот основан одновременно с учреждением семинарии в 1800 году, при первом Епископе Амвросие. Первым настоятелем монастыря был Лаврентий, человек неучёный, а потому и незанимавший должности ректора, но строгой жизни и усердный к пользам обители. По отведении места для монастыря, архимандрит Лаврентий огородил его деревянным забором; построил внутри его настоятельский дом с монашескими кельями, а вместе с этим, по разрешению епископа, перенёс тёплую во имя Иоанна Предтечи церковь, находившуюся при прежнем Христорождественском монастыре; потом, 15 Августа, в день Успения Богородицы, обитель была освящена. На другой год заложили ныне существующую каменную; деревянную же, пришедшую в ветхость, сломали. По переводе архимандрита Лаврентия в Белевский монастырь, на место его поступил иеромонах и эконом архиерейского дома и бывший учитель епископа Амвросия, Тихон, который, по посвящении его в сан архимандрита, сделался и ректором семинарии. С тех пор монастырь постоянно находится под ведением ректоров, которые есть также и игумены его. Тихону наследовал в настоятельстве в 1804 году ректор Филарет; сделавшийся впоследствии Митрополитом Киевским; при нём освящена была новопостроенная церковь Успения Богородицы. При архимандрите Апполинарие старые монастырские кельи сломаны и построен новый каменный двухэтажный корпус; при настоятеле Никодиме выстроена каменная ограда около монастыря и два флигеля. В 1852 году освящена была другая маленькая церковь Свят. Митрофания Воронежского, воздвигнутая на месте прежней деревянной Св. Иоанна Предтечи. В притворе этой церкви, при входе на право, погребён бывший Оренбургский епископ Михаил, проведший последние годы своей жизни в монастыре на покое. 15 Августа, в день Успения Богородицы бывает из собора в монастырь крестный ход и торжественная служба.
В церкви Успения находится несколько старинных икон, крестов и прочей церковной утвари, перешедших сюда из древнего мужес. монастыря1.
Чёртово городище. Влево от мужеского монастыря, верстах в пяти от города, пользуется особенной известностию одно возвышенное место над рекой Уфой, называемое Чёртовым городищем; где, как выше упомянуто, находилось в старину становище Ногайских ханов. Сюда весной и летом является много посетителей, желающих насладиться оттуда прекрасным видом на окрестности.
Терегулова лука. За горой, спускающейся к реке Уфе, по дороге, идущей от Чёртова городища, есть ровное место, называвшееся прежде Терегуловою лукою; название это ему присвоено по следующему случаю: здесь, во время господства хана Нагая, паслись ханские лошади, под главным наблюдением пастуха Терегула, который, за жестокое обращение с подчинёнными ему пастухами, был убит последними на этом самом месте2.
Архирейский хутор. К северо-востоку от города, только ближе описанных мест, вправо от дороги в село Богородское, на местности, покрытой кустарником и небольшим лесом и красивыми полянками, находится так называемый архирейский хутор – большой деревянный дом с домовою церковью в мезонине, построенный из старого архирейского дома епископом Амвросием вторым. Вблизи его существует ключ прекрасной воды, из которого водопроводом она проведена до упомянутого бассейна на торговой площади. Сюда преимущественно приезжают городские жители пить чай в летнее время.
Софронова пристань. К северу, версты за две от города, у самой Белой, находится красивое низменное и ровное пространство, отчасти заросшее лесом. Здесь в старину были устроены соляные магазины, в которых хранилась илецкая соль, доставляемая по реке Белой из запасных Стерлитамакских магазинов. Во время Пугачёвского бунта соль эта была расхищена бунтовщиками и магазины с тех пор были оставлены. После здесь существовал хутор дворянина Романовского, а в настоящее время находится пристань братьев купцов Софроновых, имеющих свой собственный пароход, и устроен поташный завод.
Висячий камень и бывшая дача Балкашина. Далее вниз по течению, правый берег реки возвышается в виде огромных нависших камней называемых Висячим камнем. Над ними, на возвышенности, с которой открывается обширный горизонт, устроен был одним из губернаторов – Балкашиным – загородный дом, в роде итальянской виллы с отдельным павильоном, прекрасными цветниками и оранжереями, в котором он проводил целое лето; после перемещения его на другое место, в оставленном доме обществом аристократов устраивались пикники; теперь же всё это сломано и уничтожено.
Старое гулянье. К северо-западу от города, тоже на отличной местности, называемой Софроновою горою, господствующею над рекой Белой, в 1833 году бывшим гражданским губернатором Жуковским построен был летний дом с залою в два света, хорами и галереями, в котором весной и летом устраивались гулянья, танцы и т. п. Лес около дома был расчищен и устроены аллеи, а к реке Белой – довольно удобные спуски для пешеходов. В настоящее время место это, называющееся Старым гуляньем, запустело и дом давно сломан.
Бывший лагерь Уфимского казачьего полка. В близком расстоянии от старого гулянья существовал прежде лагерь Уфимского казачьего полка, квартировавшего в Уфе в летнее время. Там по вечерам играла духовая музыка, привлекавшая много зрителей.
–––––––––––––
1 Подробное описание этого монастыря, сост. Суходольским, помещено в Оренб. Губ. Ведомостях за 1860 год.
2 Из зап. Ребелинского.
Продолжение следует…