Голубиная Слободка, значительно короче предыдущих и в последней половине очень неровная, упирается в овраг, где течёт безымянный ручей, впадающий в Белую. Она получила своё название, как предполагают, от живших в ней прежде большею частию охотников до голубей (голубятников). В прежние времена в Уфе страсти к голубям преданы были почти все сословия, исключая знати, отчего тогда не было редкостью видеть целые стаи этих птиц, вьющихся над городом. Страстные охотники имели особенно выученных голубей-турманов, которые, поднявшись на большую высоту, могли быстро, как камень, падать на землю, причём нередко и убивались. Пара хорошо-выученных голубей ценилась тогда от 40 до 80 руб. асс., а бывали и такие, которые стоили до 150 руб. Между охотниками происходили нередко заклады об испытании скорости полёта голубей; для чего отвозили их в какой-нибудь город, на пр. в Казань или Оренбург, и хозяева тех из них, которые успевали прилететь в назначенное время обратно, получали заклады, простиравшиеся иногда до 100 и более рублей. Кроме того, между голубятниками были установлены особенные законы, считавшиеся ненарушимыми. На пр., если во время полёта голубей какой-нибудь из них залетал к чужому хозяину, то настоящий должен был его выкупить, выкуп же этот равнялся иногда рублям 25. В настоящее время охота эта почти совсем оставлена, хотя голубей в городе ещё и теперь очень много(1).
В Голубиной Слободке, против дома уездного училища, существует ещё один из старинных домов, уцелевший после больших пожаров 1816 и 1821 годов. Он деревянный, довольно длинный, с мезонином на одной стороне и с двумя наружными крыльцами, из которых одно уже разрушилось. В этом доме живали некогда губернаторы, а в 1824 году останавливался здесь, в бытность свою в Уфе, Император Александр I. Впоследствии дом этот был занят богадельней, а в настоящее время он уже разламывается(2).
В самом овражистом месте этой улицы, говорят, жило прежде много ссыльных.
Все три описанные улицы отделяются между собою двумя длинными оврагами, соединёнными посредством земляных дамб, очень удобных для проезда, из которых некоторые, впрочем, попортились и требуют исправления.
От северной стороны идут улицы: Лазаретная, Бекетовская и Александровская. Первая получила своё название от прежде бывшего в ней лазарета. На местности её существовала в старину древняя деревянная часовня св. Георгия Победоносца, построенная при протопопе Неверове, современнике Пугачёвского бунта, но в котором году — неизвестно. Она воздвигнута была для молебствий во время засухи, продолжительного ненастья и неурожаев хлеба; почему и совершались в такие бедственные годы из собора в часовню крестные ходы. Кроме того, при ней же погребаемы были, без совершения обряда отпевания, тела самоубийц(3). Часовня эта находилась сперва за городом, а потом вошла в черту его, где ещё лет 25 тому назад виднелась в дворе одного обывательского дома. Бекетовская, средняя, ведущая прямо к кладбищу, получила наименование от богатой помещицы вдовы Бекетовой, которая, после пожара в 1821 году, построила в этой улице на свой счёт целый квартал для бедных, пострадавших от пожара. Александровская улица с церковью Св. Александра Невского, которая находится на самом возвышенном её месте. Церковь эта заложена самим Александром I 18 сентября 1824 года, в память его пребывания в Уфе, на сумму, пожертвованную дворянством Оренбургской губернии; окончена же и освящена только в 1836 году. Она не велика, архитектуры незатейливой; внутренняя обстановка, особенно иконостас, бедна, исключая некоторых, впрочем, образов в хороших окладах и киотах; кругом церкви снаружи устроена довольно красивая чугунная решётка.
Против Александровской церкви, на искусственно срытой площадке находятся два большие двухэтажные корпуса солдатских казарм, и не в дальнем расстоянии от них, уже на другой улице, казармы жандармские и почти рядом с последними здание для арестантов — оба также двухэтажные.
Улицы, идущие с западной стороны, составляют продолжение улиц Казанской, Успенской и Голубиной Слободки, из которых только средняя носит название — малой Казанской; они плохо обстроены и не имеют ни одного значительного здания.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 2 мая)
На южной стороне три переулка, служащие продолжением улиц Александровской, Бекетовской и Лазаретной, соединяют торговую площадь с другою, такою же большою, но неравною площадью, называемою соборною, на средине которой возвышается новый кафедральный собор — самая большая церковь в Уфе. Она имеет форму креста; большой круглый, со многими окнами, фонарь храма поддерживает красивый купол; северный и южный входы украшены колоннами дорического ордена, у которых капители и тумбы чугунные литые. Колокольна в три яруса, с таким же, только меньшим куполом, соединяется с собором крытою папертью, по сторонам которой устроены удобные подъезды. С колокольни открывается прекрасный вид на окрестности и на город, представляющийся оттуда, как бы на плане.
Главный престол освящён во имя Воскресения, а по сторонам его находятся два придела: правый — во имя Рождества Христова, левый — во имя Казанской Божией Матери. Все три иконостаса, позолоченные сплошь, хотя и украшены недурной резьбой и живописью в старинном русском вкусе, но как та, так и другая не особенно замечательны. Вообще внутренность собора не отличается ни изяществом украшений, ни великолепием, ни даже чистотою отделки, но всё это, однако ж, не лишено некоторой величественности.
Между главным храмом и приделами устроены на возвышении два киота, соединённые в одно целое с иконостасами. В правом киоте поставлена небольшая икона Свят. Николая — список с явленной, находящейся в селе Берёзовке Бирского уезда, которую 7 мая приносят в Уфу, где она и остаётся до начала Петровского поста. В левом стоит, тоже небольшая, явленная икона Казанской Божией Матери, прекрасного греческого письма, с которою на 8 число июля бывает ежегодно крестный ход в село Богородское, в 18 верстах от города.
Письменных документов о времени явления этой иконы, кажется, не существует: предание же рассказывает только, что она явилась близ села Богородского, в лесу, на болотистом месте, где там теперь устроен колодезь. Крестный ход начался в 1677 году, в эпоху Сеитовского бунта, когда селу Богородскому грозила большая опасность. Жители его, устрашённые повсеместным разорением русских селений бунтовщиками, но исполненные надежды на милость и покровительство Божией Матери, положили тогда обет: если село их сохранится от грозящей опасности, отнести эту чудотворную икону в город и поставить в соборе с тем, чтобы каждогодно на 8 число июля приносить её к себе в село для молебствия. Местное духовное начальство состояло тогда из одного протоиерея, который и дозволил ход, не испросив на то разрешения своего епархиального епископа, находившегося в Казани. Село Богородское уцелело, и крестный ход укрепился и вошёл в обычай; однако ж обыкновение это впоследствии времени, по некоторым обстоятельствам, отменялось и потом снова возобновлялось. Так, например, однажды прекратилось оно по случаю убийства дьяконом священника, для исследования чего, с духовной стороны, был прислан Вятской епархии игумен Адам; но чем дело кончилось, — этого, говорит покойный Ребелинский, в архивах не отыскано. В последний раз крестный ход был приостановлен на несколько лет Оренбургским преосвященным Августином на том основании, что ещё не означен в расписании, изданном Правительствующим Сенатом; но преемником его, Феофилом опять возобновлён и с тех пор уже более не прекращался(4). Крестный ход совершается таким образом: 7 июля, по совершении литургии в соборе, икона сопровождается архиереем со всем градским духовенством до часовни, находящейся за городом на пути к селу Богородскому, а оттуда несётся уже мирянами до самого села. К вечеру в село приезжает архиерей и совершив всенощную, там и ночует. 8 числа, после литургии, совершается крестный ход на колодезь, устроенный, как говорит предание, на месте явления иконы, у самой околицы села. Там служат молебен с водоосвящением, после чего желающие принимают образ к себе на дом; вечером же того числа он обратно, при подобной же церемонии, приносится в город. Во время крестного хода стечение народа бывает очень большое, если только погода тому благоприятствует; потому что, кроме городских жителей, приходят из окрестных деревень в город к этому дню много и крестьян, между которыми встречается немало инородцев — мордвы и черемис. Подобный же крестный ход бывает при встрече и проводах чудотворной иконы Св. Николая(5).
Новый кафедральный собор существует ещё недавно; основание его положено только в 1834 году преосвящённым Михаилом; окончен же и освящён 24 августа 1841 года. Хотя на сооружение его и ассигновано было 100000 руб., но как первоначальные иконостасы и прочие внутренние украшения, так и колокола были очень бедны(6); в настоящее же, более благолепное устройство, собор приведён только в последние годы(7).
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 9 мая)
_________________________________
Продолжение следует…