Все новости
ВЕРНИСАЖ
22 Октября , 15:00

Космогония новейшей скульптуры

Когда я пришла на большую выставку РСХИ в уфимскую центральную художественную галерею (Революционная, 34), то сразу прошла в самый дальний зал и начала осмотр экспозиции с него.

Там были декоративно-прикладное творчество и скульптура. Конечно, скульптура понемногу располагалась и в двух первых залах. Постепенно я буду к ним продвигаться. Но именно когда я смотрела на вазу из жгутов, уложенных по спирали, у меня возникло желание о скульптуре написать как бы в ответ Урсу Фишеру с его «Большой глиной № 4». Ну, эта та самая скульптура в Москве, которая наделала много шума. Вся эта эстетика «низа» (по Бахтину) уже мне порядком поднадоела последние годы, весь этот якобы вызов обществу в виде позолоченных и надувных какашек какой-то гротескный розыгрыш на уровне начальной школы.

И вот я смотрю, что же настоящих современных детей интересует в скульптуре и в жизни?

Вижу всю космогонию возникновения ремесел в этих глиняных вазах. Где-то тысячи лет назад, когда не был изобретен гончарный круг, лепили именно так жгутами (на полуострове Юкатан эта традиционная керамика дожила и до нового времени). А неподалеку ваза в виде корявого ствола – первые шаги в искусстве люди делали, стремясь скопировать природу. А вот во втором зале керамика – ящерица, осьминог. И наиболее поразившая меня – драка петухов. Вот оно мощное роденовское начало – динамика в статике: как грозно смотрят друг на друга петухи, как взъерошены их перья, как напряжена и пружиниста их поза. Это как объёмный моментальный кадр. Экспрессия бьет через край. А сколько барельефов с символическими изображениями сюжетов и образов. И скрипки и лучники. Или же фигурки в фольклорном стиле – гномы, кони… Кстати есть замечательный фанерный конь, обшитый тканым ковриком, почему-то он напомнил мне эпоху русского конструктивизма своими линиями и цветом. Весь этот промдизайн Поповой на ситцах и сервизах.

А вот бюст Давлеткильдеева взывает к манере соцреализма, и я понимаю, что не успела соскучиться по этому эмоционально скудному стилю. Но перемещаю взгляд – фигура девочки плавными обводами стремится к классицизму и вдаль веков, но жизненной силы и эмоциональности эпохи Возрождения ей не достает пока. Но она уже лучше, много лучше тех парковых гипсовых монстров с искаженными пропорциями, что усеяли аллеи Уфы в последние годы. То есть, дети пропускают через материал и свои руки и преломляют все стадии и эволюции скульптуры. Восхитительное разнообразие. И это умное развитие, через душу, через мысль меня радует. Буду ждать новейшей скульптуры, резко отличной от радикальных провокационных жестов, она грядет – гармоничная, вдохновляющая и эстетически выверенная. Она, эта новейшая скульптура, будет разной – то кавайной, то дерзкой. Но она не будет пошлой.

Фотогалерея выставки
Автор:Галарина ЕФРЕМОВА