+6 °С
Дождь
Все новости
ХРОНОМЕТР
3 Октября , 18:00

Дух асаба

Утро. Первые лучи солнца позолотили вершины могучего Урала – Уральских гор. Настает день, и мы любуемся голубоватой дымкой, которой они укутаны. Вечером они нежно темнеют, погружаясь в обитель ночи. Как величавы и неприступны горы зимой, как веселы и жизнеутверждающи весной, как полны могучей силой и зноем летом, как устало прекрасны осенью!

День и ночь, смена времен года – в этом ритме живет человек, этому ритму послушна природа. Издревле высказывались мысли о том, что подобным образом живут и народы, что у них есть периоды молодости, расцвета и старости.

Я – поэт. Много лет занимаюсь переводом с башкирского языка на русский произведений художественной литературы, в том числе и фольклора. И всегда меня увлекал вопрос – в чем уникальность моего народа? В чем уникальность других народов? Почему и люди, и народы такие разные? Почему они рассказывают такие разные истории? Почему их внимание приковано к той или иной проблеме, а не к третьей или четвертой? Собственно, на основе этих размышлений и большого жизненного опыта и родился подход, который я называю теорией ритма жизни. На мой взгляд, он позволяет определить по самому первому воспоминанию человека или же первому историческому событию ритм жизни как человека, так и народа.

Разумеется, было бы большой наивностью думать, что это какой-то принципиально новый подход к истории. Вовсе нет. Обращались к этим мыслям и немецкий ученый Освальд Шпенглер, выдвинувший теорию развития культур, которые живут и развиваются в определенных исторических циклах, английский ученый Арнольд Тойнби, который занимался сравнительным анализом культур разных народов, отвергая концепцию единого русла человеческой истории, и русский ученый Лев Гумилев, утверждавший, что этносы есть не социальный феномен, а элемент биоорганического мира планеты. Потоки энергии из космоса создают мутации, порождающие особых людей – пассионариев, которые, концентрируясь на определенной территории и получая благоприятную возможность, и создают новые народы.

Мне кажется, что это развитие их мыслей, а насколько они продуктивны и действенны – судить вам, уважаемые читатели.

 

Качели ритма жизни

Итак, в чем же, собственно, дело? Теория ритма утверждает, что каждый человек и каждый народ живет, подчиняясь своему собственному, индивидуальному ритму жизни. Это проявляется таким образом, что в разные моменты жизни они делают выбор только в одной плоскости. То есть представьте себе качели – они качаются на одной жестко закрепленной оси, при этом у них есть две противоположные точки, которых они достигают при размахе. Это и есть моменты, когда человек или народ делают свой выбор.

Приведу простой пример – если подбросить монету, она упадет либо орлом, либо решкой вверх. Других вариантов нет. Точно так же и человек, и народ – они выбирают одно из двух.

Как известно, наилучшим критерием истины является практика. Обратимся к легенде, которая повествует о том, как башкиры оказались на Урале. В ней рассказывается, что люди заблудились, и вот им навстречу попался волк. Они пошли за ним и пришли на Урал.

Рассмотрим эту легенду с точки зрения ритма жизни. Представьте себя в этих условиях. Ведь речь идет не о том, что люди вышли за околицу и заблудились. Речь идет о группе людей, которая оказалась вне своей привычной среды обитания, когда кончились припасы, когда сама жизнь оказалась под угрозой. И вот они увидели волка – знак, который им послала природа. Видимо, волк тоже был достаточно истощен, чтобы не убежать далеко; с другой стороны, у него были силы не попасться людям в руки, не так ли?

И вот эта группа разделилась – одни решили идти за волком, добровольно подчинились новому порядку, а другие остались, и судьба их неизвестна – скорее всего, они погибли. То есть вопрос стоял именно так – пройти сквозь фильтр или погибнуть. Те, кто выжил, стали башкирами.

То есть если мы будем говорить о двух противоположных точках, то увидим, что на одном полюсе будет полное принятие миропорядка, законов, а на другом – полное их неприятие, отрицание.

Проверим, насколько это совпадает с другими легендами, потому что таким образом устроено сознание как человека, так и народа, – они передают в будущее только те сведения, которые укладываются в их картину мира.

Итак, ведь существует еще одна легенда о происхождении башкирского народа. Она изложена в эпосе «Урал-батыр». Рассмотрим, с чего все начинается: Янбирде, отец двух братьев, запрещает своим детям, Уралу и Шульгену, пить кровь. Шульген нарушает этот запрет, а Урал исполняет волю отца. В результате именно Урал становится родоначальником башкирского народа.

Мы видим, что структурно перед нами та же самая конструкция, – либо ты добровольно подчинишься законам мироздания, либо нарушишь их и будешь изгнан, как это случилось с Шульгеном. То есть нам двумя разными способами рассказали об одном и том же! На мой взгляд, это и есть ритм жизни башкирского народа – народа, который в моменты выбора предпочитает устоявшиеся, традиционные формы жизни, который всегда выступает за существующий миропорядок против хаоса и войны.

Тому, что башкиры привержены традициям, законам, определенному миропорядку, есть множество примеров. Вот один из них – свидетельство известного драматурга Флорида Булякова: «В детстве мне, как и любому маленькому башкиру, докучали массой запретов. Мама не уставая твердила: не плюй в воду, переверни нож, доешь кусок, не потягивайся за столом, не цокай языком – изумляться запрещено, не свисти ночью, не плюй на огонь, не хлопай дверью, не оставляй шапку на стуле, не стряхивай капли воды после мытья руки, не стучи камнем о камень, не смейся над калекой, над чужим несчастьем, не кричи ночью, не складывай руки на макушке, не опирайся о косяк, не висни на перекладине, не стриги ногти вечером и так далее. Перечислять можно весь вечер. Причем каждое “не делай так” сопровождалось строгим напоминанием, что может случиться с тобой, если ты, скажем, шапку не повесишь, а просто бросишь на стул, – кары страшные. Но не объясняли нам, почему за то или иное невольное нарушение столь страшное наказание. Я, например, любил читать книги, подперев рукой подбородок. Удобно было так держать голову, которая, видимо, была уже тогда настолько переполненной, что требовала подпорки. Мама, застав в таком виде, каждый раз в ужасе вскрикивала – нельзя так сидеть, папа умрет! Или вот еще непонятное – ночью забежав за сарай по-легкому, нельзя было совершать это легкое, глядя на луну или звезды. Почему? Не знаю, и не объяснили, нельзя и все! Нельзя было брать дары из рук мужчин, которые были несколько раз женаты. У нас один мужик был такой, который специально носил в кармане кучу мелких кусков сахара и всегда предлагал, приятно и искренне улыбаясь. Я не брал, памятуя строгое наставление мамы: заруби на носу, нельзя брать ничего из рук Абрая! Много еще было странных запретов, происхождение и тайный смысл которых остались для меня тайной».

Теперь, надеюсь, не только Флорид Минимуллинович узнает, в чем тут было дело.

 

Исторические корни

Зададимся тем не менее вопросом – где и когда сложился башкирский народ? Может ли теория ритма жизни дать на это ответ? Насколько верны утверждения, что люди просто от долгой жизни вместе постепенно сливаются в один народ?

Если бы это было так, то мы увидели бы, как на наших глазах рождаются новые народы. Однако этого почему-то не происходит ни в одной стране мира.

Как известно, на сегодня существует четыре версии происхождения башкирского народа – тюркская, финно-угорская, смешанная и индоиранская. Все они сводятся по большому счету к одному постулату – башкирский народ есть потомок того или иного древнего народа или же нескольких. Как у человека бывают мать и отец, так и народ, разумеется, не возникает на пустом месте. Но как ребенок не является механическим смешением родительских качеств, а имеет ярко выраженную индивидуальность, точно так же и народ появляется на свет при обстоятельствах драматических, и этот процесс не случайно называется рождением. Именно это стало для меня главной отправной точкой для размышлений.

Все дело как раз в том, что для образования народа необходимы три условия, а именно – люди, которые лишились в результате самых разных катаклизмов привычного миропорядка, фильтр, который отсекает тех, кто не подходит по тем или иным причинам, и ресурсы определенной территории, ресурсы, которые дают новому народу возможность расти и набираться сил.

Все это дает мне право утверждать, что формирование не только башкир, но и вообще древних тюрок происходило на Урале. Постараюсь обосновать свою гипотезу.

Так, вновь обратимся к эпосу «Урал-батыр» и его продолжению, «Акбузату». Что случилось с Шульгеном? Какой ритм жизни был ему присущ? Разумеется, обратный ритму Урал-батыра. Если Урал-батыр поступал согласно законам миропорядка, то Шульген поступал ровно наоборот, то есть так, как он хотел сам.

Существовал ли в истории народ, у которого был именно такой ритм жизни? Да. И вот вам история из его жизни. Вот цитата из книги Льва Гумилева «Древние тюрки»: «Первая легенда любопытна тем, что она знает об “отрасли дома Хунну от Западного края на запад”, то есть о державе Аттилы. Эта отрасль была начисто истреблена соседями; уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и “по прошествии нескольких колен некто Асянь-ше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана”». Итак, согласно этой легенде, алтайские тюрки-тукю (тюркют) происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, через посредство волчицы. Причем если учесть, что западные гунны были уничтожены около 468 года, а тюрки выступают как народ уже в 545 году, то можно было бы только подивиться быстроте размножения их и смене поколений.

Вторая легенда выводит тюрок от местного рода Со и опять-таки от волчицы. Все представители рода Со, по легенде, погибли «из-за собственной глупости» (в чем она проявлялась, не объяснено), только четыре внука волчицы уцелели. Первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь под именем Цигу, а третий и четвертый – на реке Чуси (Чуе) в южном Алтае. Эта легенда объяснена Н. Аристовым, который сопоставил Со из легенды с родом Со у кумандинцев – североалтайского племени на реке Бие, первого внука увязал с племенем лебединцев – ку-кижи, а второго – с кыргызами, жившими между Абаканом (Абу) и Енисеем (Гянь-Кем). Внук старшего сына – Асянь-ше первой легенды. Здесь они обе смыкаются. Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы, были населены племенами, происходившими от хуннов и говорившими на тюркских языках. С этими аборигенами слились дружинники князя Ашина и наделили их именем «тюрк», или «тюркют».

Теория ритма жизни помогает расшифровать эти предания. Перед нами не что иное, как тот же самый ритм жизни Шульгена. Некий род, в данном случае Ашина, вел себя дерзко, делал что хотел, не считаясь с окружающими его соседями, нападая на них, не соразмерив сил (вот что подразумевалось под глупостью!). А достаточно сильные соседи не потерпели этого и истребили всех (отрубили руки-ноги), кроме, видимо, вождя, который оказался достаточно умен, чтобы убежать. Видимо, он встретил племя, которое его приютило, где он нашел жену и оставил потомство. Однако умные враги, понимая, с кем имеют дело, все же добили его, но не тронули детей. Но дети выросли, сменив имя, но не ритм! Кстати, здесь ключ к пониманию проблемы смешанных браков, – дети становятся представителями того или иного народа, в зависимости от того, чей ритм жизни они унаследовали от одного из родителей.

 

Дети Урала и дети Шульгена

Как мы знаем из эпоса, Урал-батыр и Шульген придерживались разных, точнее сказать – противоположных взглядов. Что хорошо для одного, то плохо для другого, и наоборот. Есть ли тому свидетельства? Есть.

Рассмотрим мифологию древних тюрок и древних башкир – и увидим, что взгляды древних башкир и древних тюрок абсолютно противоположны! Судите сами: башкиры считают добрым богом (героем) Урала – тюрки считают его злым. Башкиры считают злым богом Шульгена – тюрки считают его добрым. Башкиры считают, что мир создан Уралом, а тюрки – Шульгеном. Тут надо уточнить, что Шульгена тюрки называют «Ульгень», а Урала – «Эрлик». При всем том древние тюрки полагали, что горы созданы именно Уралом и что его владения располагаются на западе! Они же считали, что Урал создал волка (испортив собаку, которая поначалу была домашним животным и была создана Шульгеном). Воплощением Шульгена для тюрков является утка.

Учитывая, что картина мира складывается у разных народов по-разному, единство обеспечивается только одним – единым происхождением.

Здесь необходимо внести важное дополнение. Дело в том, что ритмы жизни Урал-батыра и Шульгена – это один и тот же ритм, они отличаются только фазой колебаний.

Как известно, фаза – это величина, которая характеризует состояние колеблющегося тела в некоторый момент времени, его положение и направление движения. Говоря проще, фаза определяет, откуда начинается движение – слева или справа? В остальном оно совпадает. Вот почему я полагаю, что древние тюрки зародились на Урале и именно здесь башкиры выделились из их числа.

Как же это было? Попробуем сделать попытку исторической реконструкции.

Группа людей пошла за волком, который являлся воплощением Урал-батыра, в горы. Перевалив их, они попали в край, где было множество озер, или, вернее, он был практически весь затоплен, но где было множество уток. Люди по примеру волка стали охотиться на уток и, как говорится в сказках, умножились. Кстати, отсюда ясно, почему они боролись со змеями и почему нельзя было пить воду из озер.

Когда их стало много, стало не хватать воды. Но как раз к этому моменту вода стала уходить и появились реки, созданные детьми Урала.

Но самое интересно вот что – в едином народе с течением времени появляются люди, которые живут в противоположных фазах! Когда их стало много, они ушли с Урала и дали жизнь всем другим тюркским народам.

Немаловажным свидетельством тому служит эпос «Акбузат», где рассказывается история Шульгена, который после смерти Урал-батыра правил в некоем озере, – его затем практически уничтожил батыр Хаубан, поделив на части. Этим озером может быть не что иное, как Аральское море, Арал.

В этом же эпосе недвусмысленно говорится о том, что Хаубан превратил Шульгена в черепаху (сравните с легендой, где говорится, что у царевича были отрублены руки и ноги), а его дети (волчица) убежали с Урала. В том же эпосе рассказывается, что часть башкирского народа была угнана в плен (речь о семи батырах, что томились в плену у заморского падишаха). Вот почему мы можем полагать, что приход различных племен на территорию Башкортостана был возвращением, а не миграцией туда, где существовало ядро народа. Думаю, что профессиональным историкам тут есть над чем подумать.

Кстати, выделение древних башкир из состава тюрок может пролить свет еще на одну загадку. Что значит «башкир» или же «башкорт», самоназвание нашего народа? Почему не предположить, что оно сложилось от слова «башkа» («особый», «отдельный», «выделенный») и аффикса «рт», которые в совокупности означают «народ, некое число людей». Постепенно «а» редуцировалось в «о», и появилось современное название. Именно поэтому на древних картах, в древних текстах встречается такое название башкир, как paskatir, baskard. Не противоречит этому и гипотеза, которая утверждает, что это слово произошло от слов «башkа» + «йорт», что значит «поселение», «страна».

Не противоречит этому и известная гипотеза, которая утверждает, что слово «башкорт» означает «баш» («главный», «головной») + «kор» («круг людей», «племя») + «-т» (показатель множественности, собирательности, заимствованный из иранского или монгольского языков) – «головное племя, народ».

Вот почему, думаю, при первой встрече с русскими башкиры племени мин назвали себя асаба, то есть «особые». Они просто перевели самоназвание на русский язык!

 

Приложение к истории

Так давайте теперь бросим взгляд на обозримую историю башкирского народа. Мне кажется, что теперь ясно, почему появились на свет и имеют такое важное значение четыре великих договора – с Чингисханом, с Иваном Грозным, с Лениным и с Ельциным. Причем обратите внимание – башкиры их не нарушали!

Думаю, что именно ритм жизни объясняет и причину знаменитых башкирских восстаний, – все они возникали по причине нарушения другой стороной своих обязательств. Эти же восстания заканчивались практически незамедлительно, как только обязательства и права сторон восстанавливались.

Для примера можно привести историю американских индейцев, которые фактически никогда не жили с белыми мирно, у них всегда было принято нападать на поселенцев.

Это же объясняет, почему башкиры никогда не вели захватнических войн. Что мешало в свое время напасть всеми силами на тех или иных соседей, как это, к примеру, сделали джунгары? Только уважение к миропорядку, которое отличает башкир.

Именно поэтому башкиры умели и умеют жить в мире со всеми, кто приходил на эту древнюю землю. Можно сказать, что федерализм для башкир – врожденное чувство.

Именно уважение к закону и законности есть причина того, что представителей башкирского народа так много в органах внутренних дел и так мало по другую сторону закона. В России практически нет ни одного башкира – вора в законе! Мне кажется, над этим стоит задуматься, это яркий пример приверженности идее законности и порядка.

Вот почему во времена обеих Отечественных войн башкиры с готовностью шли воевать за Россию.

Да и в наши дни башкиры с честью служат в армии и, даже имея выбор, идут в горячие точки, как, например, это сделал мой друг, ныне подполковник в отставке, инвалид, герой войны на Северном Кавказе башкир Махмут Салимов. При всем при том он тихо живет себе в Ростове, и республика практически ничего о нем не знает. Но это тоже башкирская черта – скромно делать свое дело.

 

Прошлое проливает свет на будущее

Время, прибавляя нам годы, прибавляет и знаний. Наш долг – соединить эти знания в единую картину мира, чтобы не только нам, но и нашим потомкам будущее явилось словно открытая книга, а не бездорожье, когда непонятно, куда идти, что ждет впереди и какой поворот скрывает опасность, а какой – уют и отдохновение.

Вот почему так важен для нас вопрос о происхождении башкирского народа. Поняв, где, когда, при каких условиях это случилось, мы лучше станем понимать себя, свою деятельность, свои привычки и поступки, а значит, и свое будущее, нам станет яснее, что же такое наша картина мира, сформулированная еще нашими предками.

Да, картина мира уже существует, она была нам передана нашими предками, и вся наша мыследеятельность по большому счету заключается в том, чтобы ее расшифровать.

Основное, разумеется, то, что для башкирского народа бесконечно важно принятие решений всем вместе, всем народом. Вот почему так важно, чтобы ни одно из явлений сегодняшней жизни, будь то развитие башкирской городской культуры, судьба деревни, образование или дальнейшее укрепление экономики, не оставалось без внимания всех и каждого.

Но самое главное, думаю, заключается в том, что башкирский народ должен продолжать выполнять свою историческую миссию, ту миссию, которая и породила его на свет, – беречь Урал, беречь родную землю, хранить и приумножать ее богатства: чистые реки и озера, леса и горы, луга и долины. Сегодня это называется холодным словом «экология». Но каждый башкир знает, что это его священная земля, родная до слез, о которой еще деды и прадеды пели песни, о которой поет он и сам, и дети и внуки его будут петь: «Ай, Урал ты мой, Урал, обращенный к небу Урал, оружие мое, хранящее мою страну! Ты – земля, где отец мой стал зятем, где мать моя стала невесткой, ты – земля, где перерезали мою пуповину, где пил я вкусную воду. Много волков на твоей земле, Урал, много зайцев короткохвостых на земле твоей, Урал, вперевалку бродящих медведей много, нарядных, как маленькие девочки, лисиц много, Урал! На земле твой птиц полно, Урал, лошадей и коров полно! Борщевик твой растет толщиною в руку, саранка твоя что малина величиной, горох твой вкусен, как нежный фрукт, реки твои текут словно серебро, Урал! Мой Урал!»

Автор:Айдар Хусаинов